Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Обсуждение воздушного транспорта, маршрутов, строительства и реконструкции аэропортов.
Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15806
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Инженер » Пт янв 14, 2022 14:13

Я за сохранение.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7086) от 12.01.2022
Долой «стаканы»? Архитекторы призвали сохранить здание аэропорта «Пулково-1»

Три с половиной тысячи подписей собрало обращение «Сохраним Пулково!». Речь идет о терминале «Пулково-1», построенном в 1973 году по проекту архитекторов Александра Жука, Жана Вержбицкого и Генриха Вланина. Накануне новогодних праздников поступала противоречивая информация о будущей судьбе здания. По одним источникам, при новом расширении аэропорта его будут сносить. По другим, в техническом задании на проектирование новых терминалов предусмотрено сохранение знаменитых «Пяти стаканов».

Российская архитектурная общест­венность выступила с призывом включить «Пулково-1» в реестр объектов культурного наследия. На вопрос, почему это не было сделано раньше (сорокалетний возрастной ценз для включения в памятники архитектуры был преодолен в 2013-м), обычно отвечают так. Как раз в тот год начиналась предыдущая реконструкция аэропорта, здание «Пулково-1» сохранили. И все успокоились. Хотя было очевидно, что снос правой эстакады и двух павильонов, располагавшихся на летном поле, уже сильно исказил первоначальный авторский замысел.

По нашим источникам, текст обращения готовил петербургский Союз архитекторов при активном участии Никиты Явейна, который одним из первых подписал призыв «Сохраним Пулково!». Привожу цитату: «Сложные технологические циклы были организованы логично и ясно, траектории перемещения пассажиров оптимизированы, встречные потоки разделены средствами вертикального зонирования, доставка людей к самолету (и обратно) осуществлялась с помощью подземных движущихся тротуаров. Просторный зал аэропорта, залитый светом из пяти конусообразных фонарей, стал одной из эмблем нового Ленинграда, визитной карточкой города для прибывающих сюда самолетом».
В комментарии для нашей газеты Явейн был краток: «Для меня из всего ленинградского модернизма «Пулково-1» — номер один». Здесь уместно вспомнить, что больше десяти лет обсуждается вопрос, какие здания позднесоветского периода необходимо сохранить. Их количество в разных списках варьируется от 20 до 50. В первом списке, предложенном петербургскими архитекторами, находились 20 зданий. Среди них были СКК и Речной вокзал, которые позже были снесены. В том перечне находились также «Пулково-1», Морской вокзал, ТЮЗ, БКЗ «Октябрьский», Яхт-клуб на Петровском острове и ряд других зданий.

Только что вышел справочник-путеводитель «Ленинград: архитектура советского модернизма 1955 — 1991», содержащий статьи о 60 зданиях и комплексах. При этом коллектив авторов во главе с Анной Броновицкой извиняется: не поместились с десяток знаковых объектов. Статья о «Пулково-1» называется «Архитектура оптимизма и спокойной уверенности».

Не пора ли от разговоров о значимости ленинградской архитектуры перейти к ее внесению в охранные документы!

Максим Атаянц, архитектор:
— Терминал «Пулково-1» в точнос­ти соответствует понятию «памятник архитектуры». Здание отражает дух эпохи, в которую создано, показывает, какой ее образ создали проектировщики, что они думали о том времени. Терминал очень выразителен архитектурно и смел конструктивно. Коллектив авторов получил Государственную премию СССР — самое высокое признание труда архитекторов в тот период.

Я архитектуру модернизма вообще-то не люблю, она довольно далека от моих представлений о красивом, но в данном случае это не имеет никакого значения. «Пулково-1» сделано мастерски и заслуживает быть сохраненным. Помня печальную судьбу СКК, необходимо обеспечить «Пулково-1» охранный статус.
Статья по теме:
Пулково станет центром нового транспортного узла Петербурга

На терминал покушаются не в первый раз. Понятно, что аэропорт — это большой и сложный технологический комплекс с несколькими ВПП и многочисленными зданиями различных технических служб. Терминалы всегда подстраиваются к аэродрому, а не наоборот. При предыдущем расширении ­аэропорта автор проекта архитектор Николас Гримшоу смог обойтись без разрушения работы предшественников. Правда, внутри здание довольно сильно испакостили, но в целом оно живо.

Сейчас слишком легко найти множество аргументов в пользу того, что невозможно совместить историческое здание «Пулково-1» и современные технологии. Для принятия решения о том, как развивать аэропорт, необходимо анализировать десятки, если не сотни факторов. Каждый фактор должен иметь свой вес. Если никаких обязательств по сохранению «Пулково-1» не существует, то, разумеется, снести его — самое простое и целесообразное решение. Если же здание получит охранный статус, то соотношение факторов при принятии решения поменяется и поневоле будут рассматриваться альтернативные варианты.

Я вижу две возможности. Либо строительство нового терминала слева от исторического здания «Пулково-1», либо расширение «Пулково-2», которое связано с сис­темой взлетно-посадочных полос. Там стоит скромный аэровокзал, построенный в 1951 году по проекту Александра Гегелло. К нему приделана невнятная пристройка, которую вполне можно заменить новым высокотехнологичным комплексом.

Я не питаю больших иллюзий по поводу эффективности «голоса общественности». Опыт подсказывает, что люди и структуры, принимающие решения, легко этот голос игнорируют. Но мы обязаны высказаться в защиту здания, ставшего лицом эпохи, вехой в жизни города и страны.

Алексей Лепорк, искусствовед, культуролог:

— У ленинградской архитектуры 1960 — 1970-х годов, быть может, и не так много достижений, но здание аэропорта «Пулково» — безупречный образец лучшего не только в ленинградском зодчестве того времени, но и в советском в целом. А по уровню решения функциональных и образных задач это один из лучших аэровокзалов того времени в мире. Он построен задолго до мегапроектов Ренцо Пиано, Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, появившихся через полтора-два десятилетия и позднее, потому его не стоит равнять с ними, он — как промежуточная ступень между скучной функцией и захватывающим техно-торжеством. В этом ряду «Пулково» занимает мес­то среди самых достойных. Сам тип ­аэропорта как здания тогда еще не устоялся, его придумывали, в том числе и в Ленинграде. Во многом он посередине между экспрессивностью американских аэропортов Элиеля Сааринена конца 1950-х и триумфом техногенности в 1980-е. А в своей точности, ясности и благородстве он имеет мало равных. Его напрашивается сопоставлять с дворцом «Финляндия» Алвара Аалто — плавные горизонтали, чистота и геометрия света. Функционально все очень четко и стройно — зона прибытия внизу, зона отправления наверху, направленное движение по горизонтали для вылетающих/ прибывающих. И при этом лучший функционально-образный ход — световые потоки от пяти цилинд­ров, прорезающих все здание. Даже если их назвать пятью стаканами, в этом не будет ничего зазорного. В Лондоне же есть и «Огурец», и «Терка для сыра», и их великие авторы никогда не стеснялись этих прозвищ. В этом как раз и состоит народный ключ к точнос­ти архитектурной идеи. Ленинградские каньоны света стали в ­1990 — 2000-е нормой аэропортов нашего времени.

Предлагают «Пулково-1» снес­ти и при этом показывают фильм «Ирония судьбы» каждый Новый год, да и дальше будут показывать. А его декорации не жалко? Уж если хорошую архитектуру в Петербурге совсем не любят, то, может, хоть сентиментальность проснется?

Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК:

— Безусловно, вопросом сохранения «Пулково-1» надо было давно заниматься. Архитектурная общест­венность и Союз архитекторов Петербурга это хорошо понимают. ­ВООПИиК не считает возможным перехватывать у них повестку защиты образцов ленинградского модернизма, созданных в 1960 — 1980-е годы. КГИОП, скорее, прислушается к Союзу архитекторов.

В любом случае ситуация с «Пулково-1» тревожная. Коммерческие интересы могут оказаться выше профессиональных мнений о ценности этого аэровокзала. На мой взгляд, многое будет зависеть от позиции КГИОП, активности общественнос­ти и ее умения убедить городские власти в необходимости сохранения «Пулково-1».

https://spbvedomosti.ru/news/gorod/doloy-stakany-arkhitektory-prizvali-sokhranit-zdanie-aeroporta-pulkovo-1/

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2605
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Razzor » Пт янв 14, 2022 14:26

Леха47rus писал(а):
Razzor писал(а): Со "стаканами" мы вероятно прощаемся. А от нынешнего "нового терминала" до 10R/28L более 700 метров. Есть где разгуляться.

Тут по радио слушал стенания одного архитектора по поводу ценности "стаканов" и необходимости их сохранения... А следовательно, взятия его под охрану как регионального памятника. Даже какие то подписЯ собирают...
У меня тоже "стаканы" вызывают чувство ностальгии... Но в любом случае Тех "стаканов" уже нет. Причем нет давно. Очень классно спроектированный на рубеже 60-70-х терминал устарел (в силу ужесточившихся требований безопасности) чуть не сразу после открытия. Ну а после реконструкции тот ностальгический терминал остался лишь в памяти и старых фильмах.
Но все это, хотелось бы верить, повод предъявить повышенные требования к архитектурному облику его замены.

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15806
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Инженер » Пт янв 14, 2022 15:50

Да, к этому зданию Пулково и у меня есть ностальгические нотки, личного характера. :P
Не считая его необычного для нас тогда архитектурного облика и функционала тех лет.
Да, проблема в том, что функционал сильно изменился.А конструкции простоят еще долго....
Как-то приспособить? Не знаю, сложно это. Но фасад со "стаканами "можно сохранить. Дорого только.
***
Как пример: маленький бетонный терминал Сааринена в JFK в НЙ, встроили, нет, пристроили, в огромный современный терминал лоукостеров.
***
Что делать?
Строить новый терминал за Башней.
Туда вести тоннели связи. Примеров по миру не счесть.
Ну или строит новый аэропорт, как это планировалось еще лет 40 назад. На да, подальше от города.
Опять же-примеров новых огроменных аэропортов не счесть. Ну вот хотя бы под Стамбулом или Пекином...Что там под Берлином-не пойму до сих пор.
Последний раз редактировалось Инженер Пт янв 14, 2022 15:58, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15806
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Инженер » Пт янв 14, 2022 15:56

Razzor писал(а): Но в любом случае Тех "стаканов" уже нет. Причем нет давно.

:shock:
Право, непонятно.
Конструкции внутри - в целом не изменены и никуда не делись.
Кол-во "стаканов" не изменилось.
Ну ...немного внешний облик изменился, ага, есть такое.
Так ведь и исторический Московский вокзал изменил не только цвет, но всю(!) штукатурку.
Не говорю уже о цвете Зимнего дворца (с времен его штурма).

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2605
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Razzor » Пт янв 14, 2022 16:20

Инженер писал(а):
Razzor писал(а): Но в любом случае Тех "стаканов" уже нет. Причем нет давно.
Кол-во "стаканов" не изменилось.
Пожалуй, это единственное что не изменилось...
Инженер писал(а):Ну ...немного внешний облик изменился, ага, есть такое.

Но внутри это совершенно новое пространство.

В общем, как ни жаль, я за новый качественный проект с обязательным учетом исторического облика старого аэропорта. Ну или что-то новое, от чего можно будет сказать Wow! Сложная будет для архитекторов задачка.

Леха47rus
Энтузиаст
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: Чт май 03, 2007 13:33

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Леха47rus » Пт янв 14, 2022 17:17

Инженер писал(а):Строить новый терминал за Башней.
Туда вести тоннели связи. Примеров по миру не счесть.
Ну или строит новый аэропорт, как это планировалось еще лет 40 назад. На да, подальше от города.

ОТдельный терминал (еще один?) мне каацца это слишком затратно по отношению к пассажиропотоку (даже прогнозируемому) Да и вообще - неудобно.

Аэропорт никогда не планировали строить "новый". Вариант строить "далеко" был на стадии некоего ТЭО... Но победил нынешний вариант. Что кстати неплохо по итогу. Зона "поражения" все ж таки ограничивает этажность в отдельных пригородных весях=))). А к летающим над головами самолетами в зоне условного третьего разворота привык с детства.=)
На излете СССР и рекорда по пасспотоку советского времени, мне кажется нынешние Стаканы были на пределе пропускной способности... Хоть был я 12-13 летний, но помню какие то толпы народу в сезон, присесть некуда, короче - неудобняк...

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2605
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Razzor » Пт янв 14, 2022 17:48

Леха47rus писал(а):
Инженер писал(а):Строить новый терминал за Башней.
Туда вести тоннели связи. Примеров по миру не счесть.
Ну или строит новый аэропорт, как это планировалось еще лет 40 назад. На да, подальше от города.

ОТдельный терминал (еще один?) мне каацца это слишком затратно по отношению к пассажиропотоку (даже прогнозируемому) Да и вообще - неудобно.
Это, терминал у башни, неизбежное (далекое) будущее, если аэропорт останется на прежнем месте.

Леха47rus писал(а):На излете СССР и рекорда по пасспотоку советского времени, мне кажется нынешние Стаканы были на пределе пропускной способности... Хоть был я 12-13 летний, но помню какие то толпы народу в сезон, присесть некуда, короче - неудобняк...
С тех пор в авиации поменялось чуть менее чем все. Появилась web-регистрация. Больше стало пассажиров без багажа. Ярче выделилась хабовая (через Москву) модель. В самом аэропорту, с другой стороны, появились магазинчики и ресторанчики.
Мне тоже очень жаль, что нельзя спокойно зайти через чудесные самооткрывающиеся двери. Нельзя без всяких кордонов пройти в зал ожидания хоть вниз, хоть наверх, с видом на летное поле. Нельзя прокатиться на траволаторе до сателлита, а там, после проверки посадочного, пешком дойти до самолета. Но эта реальность осталась в конце 70-х.

egaron
Энтузиаст
Сообщения: 9689
Зарегистрирован: Пт окт 02, 2009 16:11
Откуда: Петербург, приморский район

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение egaron » Пт янв 14, 2022 18:40

Razzor писал(а):С тех пор в авиации поменялось чуть менее чем все. Появилась web-регистрация. Больше стало пассажиров без багажа.


Ха-ха,ха, с этого просто орнул! Это все равно как маркетологи у девелоперов (тех, что застрощики, а не тех, что код пишут) рекламируют - "люди стали предпочитать компактные квартиры-студии" и "на квартиры-студии всегда наблюдается повышенный спрос"


Мне тоже очень жаль, что нельзя спокойно зайти через чудесные самооткрывающиеся двери. Нельзя без всяких кордонов пройти в зал ожидания хоть вниз, хоть наверх, с видом на летное поле. Нельзя прокатиться на траволаторе до сателлита, а там, после проверки посадочного, пешком дойти до самолета. Но эта реальность осталась в конце 70-х.


В 89-м в ПулковЕ, помнится, прямо на летное поле проходили через калитку (насколько помню, слева, примерно где сейчас служебная парковка П12), минуя терминал и всякие кордоны. Которых толком и не было тогда. А говорят еще, в СССРе плохо было.... 8)

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2605
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Razzor » Пт янв 14, 2022 19:26

egaron писал(а):Это все равно как маркетологи у девелоперов ([i]тех, что застрощики
Многие нововведения более чем удобны пассажирам.

egaron писал(а):В 89-м в ПулковЕ
В ПулковО
)))

egaron писал(а):А говорят еще, в СССРе плохо было.... 8)
Вы за билетами с шести утра в день открытия продаж на рейс стояли? Или слишком малы были и родители как-то без Вас эту проблему решали?

egaron
Энтузиаст
Сообщения: 9689
Зарегистрирован: Пт окт 02, 2009 16:11
Откуда: Петербург, приморский район

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение egaron » Пт янв 14, 2022 19:53

Razzor писал(а):Многие нововведения более чем удобны пассажирам.


Вы маркетолог Победы?

egaron писал(а):В 89-м в ПулковЕ
В ПулковО
)))


В ПулковЕ. В КудровЕ. У На СавушкинОЙ улице. На МаратовОЙ улице. На АвиаконструкторовОМ проспекте. На улице РашетА. И, наконец, "с дранзбундером"! :mrgreen:

egaron писал(а):Вы за билетами с шести утра в день открытия продаж на рейс стояли? Или слишком малы были и родители как-то без Вас эту проблему решали?


На самолет вообще не стояли - летали без билетов. Да, благодаря родителям.

На поезд - ну так, это ж достижение капитализма, что интернет изобрели, и что билеты электронные. АСУ "Экспресс" в проклятом совке™ не булО.

В САСШ уже в 80-х годах через билеты через интернет покупали и была электронная регистрация, это ж очевидно же ж.

Аватара пользователя
Сергей Р
Энтузиаст
Сообщения: 17387
Зарегистрирован: Ср окт 29, 2008 7:47
Откуда: Приморский район Спб (+Череповец)

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Сергей Р » Пт янв 14, 2022 20:09

А сносить дорого? Реально такое золотое место, чтобы за него копья ломать?

Аватара пользователя
hypersw
Активист
Сообщения: 849
Зарегистрирован: Вс июл 29, 2012 20:41
Откуда: Невский район

Сообщение hypersw » Сб янв 15, 2022 1:10

Но, собственно, а есть ли конфликт? Можно и сохранить стаканы, и снести полностью старый терминал при этом. Надо, чтобы после окончания строительства было видно пять торчащих стаканов с подъездной дороги к аэропорту, и чтобы можно было зайти под стакан, задрать башку и сказать "уух!".
А чтобы они были обязательно из того же самого бетона и стёкла были вставлены ровно те же самые и на том же ровно месте — это всё как раз не обязательно. Это образ, впечатления и ощущения. Можно их предоставить в новом здании. Почти всем будет полностью окей.
Лучше бы даже поднять их повыше и размером сделать помасштабнее, потому что из-за пристройки эстакады и общего увеличения масштабов они уже фиговенько там смотрятся совсем, а технологии таки шагнули.

Аватара пользователя
Tenzor
Энтузиаст
Сообщения: 2889
Зарегистрирован: Вт фев 28, 2012 18:05
Откуда: Приморский район

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Tenzor » Сб янв 15, 2022 2:07

Razzor писал(а):Чуть менее чем все существующие в мире аэродромы с двумя параллельными ВПП сделаны так.

Это если недавно построенные, а в ряде старых аэропортах аэровокзал может быть и сбоку.

Igorix писал(а):Что касается строящейся полосы - то все банально: для того чтобы не закрывать существующую ВПП 32R-14L новую ВПП строят на безопасном расстоянии, и это нормальная практика. То есть это не "специально строится полоса в 150 метрах чтобы сделать две МРД" - это "полоса строится так, чтобы не мешать полетам, а существующую полосу превратить в МРД после строительства".

Там специально строится две мрд. Одна будет на месте существующей впп, а вторая рядом — новая (между впп и старой мрд).


Igorix писал(а):Могу в качестве примера показать Шереметьево, Схипхол, Пекин-Дасин, Стамбул - там везде к ВПП подходит одна РД с одной стороны. Максимум - вторая РД примыкает с _обратной_ стороны для того чтобы быстрее растащить посаженные самолеты.

Практически во всех имеются две параллельные мрд. Где-то на всю длину впп, где-то частично.

Igorix писал(а):У нас не такое воздушное движение, и вместе с тем я прекрасно помню момент, когда Пулково закрывался в связи с приездом Путина - после этого пассажирские борта сажали друг за другом на одну полосу без каких либо проблем на расстоянии метров в 500 друг от друга.

Можно с Хутроу сравнить (там также 2 параллельные впп). В сезон в Пулково примерно в три раза меньше взлётов-посадок чем там. При работе по каким-то причинам лишь одной впп, у Пулково нагрузка на полосу примерно как в Хитроу получается.

Аватара пользователя
Tenzor
Энтузиаст
Сообщения: 2889
Зарегистрирован: Вт фев 28, 2012 18:05
Откуда: Приморский район

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Tenzor » Сб янв 15, 2022 2:51

Razzor писал(а):Очень классно спроектированный на рубеже 60-70-х терминал устарел (в силу ужесточившихся требований безопасности) чуть не сразу после открытия. Ну а после реконструкции тот ностальгический терминал остался лишь в памяти и старых фильмах. Но все это, хотелось бы верить, повод предъявить повышенные требования к архитектурному облику его замены. В общем, как ни жаль, я за новый качественный проект с обязательным учетом исторического облика старого аэропорта. Ну или что-то новое, от чего можно будет сказать Wow! Сложная будет для архитекторов задачка.


Классно спроектированное метро устарело (в силу ужесточившихся требований безопасности) чуть не сразу после открытия. Вместо прохода по билету появились турникеты и жетоны, электронные карточки; установили металлоискатели и оборудование для персонального досмотра. После этого, то ностальгическое советское метро осталось лишь в памяти и старых фильмах. В общем, я за его разрушение и строительство нового по качественному проекту с обязательным учетом исторического облика. :wink: Таким же образом можно про большинство типов строений написать.

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15806
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Re: Пулково. Новости, вопросы и ответы, обсуждение.

Сообщение Инженер » Сб янв 15, 2022 15:20

Я никогда не был против новоделов, применительно к ряду исторических домов в городе. Даже реально градостроительно ценных.
В данном случае-это реальная историческая память и хорошее техническое состояние.
Вот функционально? Видимо тут провал (я всего один раз был в старом/новом терминале). Там....стало как-то неуютно.
***
Я не вижу проблем построить еще один суперсовременный терминал. Чем (сейчас) ломать "5 стаканов". До него дотащить коммуникационные тоннели для людей, как в Цюрихе или Шереметево. Дорого, но можно.
***
Ну а время павильонов, куда ведут траволаторы-прошло.
Остаётся только вспомнить и понастальгировать.
Впрочем, я лучше по рукаву пройду в самолет, чем буду слушать рев моторов и нюхать выхлопы.