Авиастроение в мире

Обсуждение воздушного транспорта, маршрутов, строительства и реконструкции аэропортов.
savchenkov
Искатель
Сообщения: 297
Зарегистрирован: Пт мар 09, 2018 23:49
Откуда: Васильевский остров/Токсово/Поляны

Re: Авиастроение в мире

Сообщение savchenkov » Чт ноя 25, 2021 16:44

Tenzor писал(а):
savchenkov писал(а):А разве в турбовентиляторном двигателе основная часть тяги не приходится на вентилятор?

Вентилятор способствует повышению тяги, увеличивая приток воздуха в двигатель. В реактивных двигателях окислитель для сжигания топлива возят с собой, а здесь его нахаляву забирают из атмосферного воздуха. Грубо говоря, сжёг больше халявного кислорода — получил больше тягу двигателя. Но в отличии от воздушного винта непосредственно тягу вентилятор не создаёт.

Вики, со ссылками, говорит, что «В турбовентиляторном двигателе вентилятор может создавать до 70-80 % всей тяги двигателя». Ну или вот тут http://avia-simply.ru/tvrd-tvvd/ можно найти примерно то же самое.

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Razzor » Чт ноя 25, 2021 16:45

savchenkov писал(а):
ЛеонидК писал(а):
savchenkov писал(а):Попробую развить вопрос — можно ли вращать что-то электричеством с эффектом, аналогичным турбовентиляторному двигателю?
что бы была реактивная тяга надо что то сжигать

А разве в турбовентиляторном двигателе основная часть тяги не приходится на вентилятор?
У современных двигателей порядка 70-90% тяги - это вентилятор.

На заре авиации были эксперименты с подобными конструкциями - грубо говоря, кольцо вокруг пропеллера. Вроде бы даже какой-то эффект был замечен. По сути, современный турбовентиляторный двигатель так и работает - компрессорная часть большого диаметра, а за ней компактная турбина, которая все это хозяйство крутит. В принципе, что приводит в действие вентилятор не суть важно. Но в случае с электродвигателем наверняка возникнут вопросы с его габаритами и с редуктором. Грубо говоря, диаметр двигателей "теслы" сравним с диаметром горячей части авиадвигателя от 737/320. А вот "мощность" различается на порядки.
Но есть и еще один нюанс. Кроме самой тяги, ТРД на современном самолете производит: электричество; давление для гидросистем; сжатый горячий воздух для противообледенительной системы и климатической системы салона. Причем в момент взлета, когда может потребоваться вся мощность, отбор того-же воздуха временно отключается. Грубо говоря, с электрическим двигателем потребуется минимум два насоса гидросистем (а без них, в обозримом будущем, вряд-ли получится обойтись), электрическая противообледенительная система, полностью электрическая система климатизации (это Boeing уже зачем-то вкрячил в 787).
Ну и главный момент. Емкие и легкие батареи, пусть они даже представимы. Но сейчас самолет заправляют минут 20. Как "закачать" адекватное "количество" электричества за аналогичное время?

savchenkov
Искатель
Сообщения: 297
Зарегистрирован: Пт мар 09, 2018 23:49
Откуда: Васильевский остров/Токсово/Поляны

Re: Авиастроение в мире

Сообщение savchenkov » Чт ноя 25, 2021 16:50

Razzor писал(а):
savchenkov писал(а):
ЛеонидК писал(а):что бы была реактивная тяга надо что то сжигать

А разве в турбовентиляторном двигателе основная часть тяги не приходится на вентилятор?
У современных двигателей порядка 70-90% тяги - это вентилятор.

...
Ну и главный момент. Емкие и легкие батареи, пусть они даже представимы. Но сейчас самолет заправляют минут 20. Как "закачать" адекватное "количество" электричества за аналогичное время?

Вот «главный момент» как раз не так страшен — сменная батарея... все остальное представляется проблематичнее...

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Razzor » Чт ноя 25, 2021 18:39

savchenkov писал(а):Вот «главный момент» как раз не так страшен — сменная батарея... все остальное представляется проблематичнее...
С учетом авиационных требований к безопасности... Боюсь что неприемлемо. Плюс вопрос веса всей этой заменяемой конструкции. Напомню, большая часть топлива в современных самолетах хранится не в баках, а в полостях крыла, которые и так должны быть. Вес топливной системы в сухом весе современного лайнера исчезающе мал.
Ну а уж логистика сменных батарей в аэропортах с нестабильной частотой рейсов - вообще отдельное приключение. Особенно это будет весело с учетом стоимости батарей. Фактически, несколько миллионов долларов будет заморожено на долгий срок. Плюс, это с одной вашей машины на другую Вы можете разменять аккумуляторы, а вот в авиации все очень подробно и со многими подписями оформляется документально. Насколько помню, несколько бортов почившей "Трансаэро" пошло на цветмет как раз ввиду бардака с "бумажками".
В общем, в рамках той физики, что мы знаем сейчас, я не верю в аккумуляторную гражданскую авиацию. Биотопливо, водородные и прочие газовые самолеты - это еще может быть, но тоже не потому что греттатунберг, а по причине "нефть закончилась".

Аватара пользователя
Tenzor
Энтузиаст
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: Вт фев 28, 2012 18:05
Откуда: Приморский район

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Tenzor » Чт ноя 25, 2021 18:50

savchenkov писал(а):
Tenzor писал(а):
savchenkov писал(а):А разве в турбовентиляторном двигателе основная часть тяги не приходится на вентилятор?

Вентилятор способствует повышению тяги, увеличивая приток воздуха в двигатель. В реактивных двигателях окислитель для сжигания топлива возят с собой, а здесь его нахаляву забирают из атмосферного воздуха. Грубо говоря, сжёг больше халявного кислорода — получил больше тягу двигателя. Но в отличии от воздушного винта непосредственно тягу вентилятор не создаёт.

Вики, со ссылками, говорит, что «В турбовентиляторном двигателе вентилятор может создавать до 70-80 % всей тяги двигателя». Ну или вот тут http://avia-simply.ru/tvrd-tvvd/ можно найти примерно то же самое.

Почитал поподробнее. Констатирую — был не прав.

savchenkov
Искатель
Сообщения: 297
Зарегистрирован: Пт мар 09, 2018 23:49
Откуда: Васильевский остров/Токсово/Поляны

Re: Авиастроение в мире

Сообщение savchenkov » Чт ноя 25, 2021 18:53

Razzor писал(а):
savchenkov писал(а):Вот «главный момент» как раз не так страшен — сменная батарея... все остальное представляется проблематичнее...
С учетом авиационных требований к безопасности... Боюсь что неприемлемо. Плюс вопрос веса всей этой заменяемой конструкции. Напомню, большая часть топлива в современных самолетах хранится не в баках, а в полостях крыла, которые и так должны быть. Вес топливной системы в сухом весе современного лайнера исчезающе мал.
Ну а уж логистика сменных батарей в аэропортах с нестабильной частотой рейсов - вообще отдельное приключение. Особенно это будет весело с учетом стоимости батарей. Фактически, несколько миллионов долларов будет заморожено на долгий срок. Плюс, это с одной вашей машины на другую Вы можете разменять аккумуляторы, а вот в авиации все очень подробно и со многими подписями оформляется документально. Насколько помню, несколько бортов почившей "Трансаэро" пошло на цветмет как раз ввиду бардака с "бумажками".
В общем, в рамках той физики, что мы знаем сейчас, я не верю в аккумуляторную гражданскую авиацию. Биотопливо, водородные и прочие газовые самолеты - это еще может быть, но тоже не потому что греттатунберг, а по причине "нефть закончилась".

Ну нефть закончится сильно не скоро, так что еще покоптим тогда...

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Razzor » Чт ноя 25, 2021 19:09

savchenkov писал(а):Ну нефть закончится сильно не скоро, так что еще покоптим тогда...


Самолеты авиакомпании Finnair 5 и 7 августа выполнили рейсы из Сан-Франциско в Хельсинки на биотопливе. Полеты совершили в рамках программы по уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу Push for change. Использование экологичного горючего позволило сократить выбросы CO2 на 32 т от совершенных рейсов, сообщают представители компании в пресс-релизе.
Биотопливо, которое предоставили компании SkyNRG и World Energy, производят в Калифорнии из отработанного растительного масла.

Аватара пользователя
Tenzor
Энтузиаст
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: Вт фев 28, 2012 18:05
Откуда: Приморский район

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Tenzor » Чт ноя 25, 2021 19:17

Razzor писал(а):Ну и главный момент. Емкие и легкие батареи, пусть они даже представимы. Но сейчас самолет заправляют минут 20. Как "закачать" адекватное "количество" электричества за аналогичное время?

Для перелётов крупных самолётов с большой скоростью, электричество — довольно отдалённая перспектива. А если что-то поскромнее, то электроавиация из-за своей экономичности, думаю, будет весьма востребована. Беспилотник "Зефир" — две недели беспосадочного полёта, энергия неспеша получалась от солнечных батарей. Есть и пилотируемые аналоги:
Изображение

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Razzor » Чт ноя 25, 2021 19:45

Tenzor писал(а):Беспилотник "Зефир" — две недели беспосадочного полёта, энергия неспеша получалась от солнечных батарей.
У этого "Зефира" коммерческая загрузка - пара стандартных аварийных фонариков... Впрочем, их там нет, а на борту гражданского лайнера должны быть, и больше чем два.

mednikov
Энтузиаст
Сообщения: 1063
Зарегистрирован: Сб ноя 16, 2013 19:09
Откуда: Колпингаген

Re: Авиастроение в мире

Сообщение mednikov » Пт ноя 26, 2021 21:33

ЛеонидК писал(а):
mednikov писал(а): Внимание вопрос: Я правильно понимаю, что турбовентиляторный двигатель на батарейках не осуществим?
а сам понял что спросил ?

Поменьше снобизма и люди к Вам потянуться

mednikov
Энтузиаст
Сообщения: 1063
Зарегистрирован: Сб ноя 16, 2013 19:09
Откуда: Колпингаген

Re: Авиастроение в мире

Сообщение mednikov » Пт ноя 26, 2021 21:34

Razzor писал(а):У современных двигателей порядка 70-90% тяги - это вентилятор.


Спасибо, интересно!

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Nurmo » Пт дек 17, 2021 8:54

Emirates получила последний в мире двухэтажный самолет Airbus A380

https://www.forbes.ru/biznes/450091-emi ... etazhnyy-s

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15639
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Инженер » Пт дек 17, 2021 15:53

Спрос и технологии меняются....
А-350---офигительная машина. Может и не надо больше монстров типа А-380?
Но, чёрт возьми, как они взлетали один за другим на Маврикии над пляжем, где мы сидели в ожидании своего ночного рейса! (Эмирейтс, разумеется). На пузе самолета написана компания....
И когда-то я впервые увидел и зафоткал этот самолет в ДеГолле....
***
Помню как по ТВ показывали экстремальный (экспериментальный) взлет А-380. Железная плита толщиной в 20 см под хвостом-сточилась.
При том, что Воинг-747 в новых модификациях вроде как не уходит с рынка, а ведь он появился году в 70-м....И В-777 и дримлайнер (В-787)--крутейшие самолеты.
Летал на всех мною названных.
***
Впрочем, и Конкорда уже нет давно...

Razzor
Энтузиаст
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: Пн авг 12, 2013 16:05
Откуда: Кировский и Московский

Re: Авиастроение в мире

Сообщение Razzor » Пн дек 20, 2021 0:56

Инженер писал(а):Спрос и технологии меняются....
В данном случае, изменилась скорее модель перевозок. Хабовая - уже не совсем торт. И американцы, привычно, надрали Европе задницу, предложив 787 Dreamliner. Собственно, десятилетия назад, когда Европа и СССР рвали жопу на сверхзвук, Америка прикинула нос с хвостом, и в металле запилила медленную горбатую Королеву небес. Причем, горб то появился из неуверенности что проект "взлетит" - зато проще перепилить в транспортник.
Но у Emirates никакой другой модели, кроме хабовой, нет и быть не может. Из их пассажиропотока меньшинству нужно именно в Дубай. Поэтому ровно в их бизнес-модели А380 чувствует себя как рыба в воде, понеже для нее и создавался. Другой вопрос, на чем эмиратцы будут летать лет через 15-20, когда ресурс их А380 закончится. Новых "суперджамбо" как-то никто не планирует строить. А "три топора" у них на уровне региональных подвозок.

zz27
Энтузиаст
Сообщения: 2820
Зарегистрирован: Сб май 30, 2015 17:41
Откуда: Петергоф

Re: Авиастроение в мире

Сообщение zz27 » Пн дек 20, 2021 3:53

Razzor писал(а):В данном случае, изменилась скорее модель перевозок. Хабовая - уже не совсем торт. И американцы, привычно, надрали Европе задницу, предложив 787 Dreamliner.

Европа же ответила A321XLR, дальнобойным узкофюзеляжником, который имеет все шансы неплохо так откусить от хабовой модели на 787 (или A350, тоже неплохая техника).