Проекты Санкт-Петербурга

КАД
ЗСД
Дороги
Мосты и развязки
Метро
Дамба
Генеральный план
Пешеходам
Свои проекты
Документы
Разное

Пресса
Ссылки
Фотографии
Поиск
Форум
О сайте


Пресса и публикации
Пресса / ЗСД24.05.2010

Западный скоростной диаметр: «за» и «против»

Западный скоростной диаметр – первая платная автомобильная трасса Петербурга входит в список петербургских суперпроектов времен правления Валентины Матвиенко. На минувшей неделе губернатор заявила, что строительство дороги идет по графику и уже в этом году будет открыт ее первый участок. Экскурс в историю, а также краткий обзор проблем и перспектив ЗСД провел телеканал 100ТВ.

Сама идея строительства диаметра переходит по наследству от одного городского начальника к другому. Впервые намерение соорудить в западной части города «трассу непрерывного движения» было зафиксировано еще в перспективном плане развития Ленинграда 1980-го года. Непосредственным рассмотрением этого проекта город занялся лишь в 1996-м, при мэре Анатолии Собчаке. А стройка началась зимой 2005-го, уже при Валентине Матвиенко.

В проекте ЗСД представляет собой скоростную автомагистраль шириной от 6 до 8-ми полос, с расчетной скоростью движения транспорта 120 км/час. Общая протяженность дороги составляет 46 с половиной километров. Эстакадные участки должны составить около 55% протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 45%. В составе ЗСД предусматривается сооружение 15 транспортных развязок.

Общая стоимость проекта превышает 213 миллиардов рублей. Из них 108 миллиардов – средства инвесторов, 51 миллиард – федерального инвестиционного фонда и 54 миллиарда – городского бюджета. Срок окончания строительства переносился неоднократно, сейчас власти называют 2015 год. Именно тогда, если ничего опять не сорвется, вокруг Петербурга все-таки удастся замкнуть первое транспортное кольцо.

Западный скоростной диаметр дважды оправдал свое название: не успев еще сойти с проекта на землю, он разделил петербуржцев на две части: за и против. Равнодушные есть, но о них и говорить нечего.

Западный скоростной диаметр, как линию на карте, мысленно провели еще в середине 90-х годов – Петербург тогда претендовал на Олимпиаду 2004. Через 18 лет сдали первую очередь: от Кольцевой автодороги на юге до Автомобильной улицы – вывели на КАД грузопоток из 3 и 4-го районов Морского порта.

Изначально планировали строить трассу по концессионному соглашению, но кризис отсек от проекта инвесторов. Пока в дело идут только деньги бюджетов Петербурга и России. Общая стоимость Западного скоростного диаметра – 212 млрд 700 млн рублей.

Марина Дунаева, первый заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Администрации СПб: «Планируется, что в этом году будет введена плата за использование вновь построенных участков, и в следующем году мы планируем конкурс на привлечение частного партнера для строительства самых технологически сложных участков и эксплуатации этого объекта».

Самый технологически сложный участок – акватория Финского залива. Это еще впереди. Сначала была непростая первая очередь. Восемь полос движения плюс съезды и заезды на эстакаду – поверх пяти веток железной дороги, автомобильных и газовых магистралей, коллекторов и высоковольтных линий.
Каждый метр заставлял вкладывать деньги. Спуститься на землю смогли только напротив Парка Авиаторов – как раз здесь в начале осени расположат пункт сбора платы и диспетчерский центр управления дорожным движением.

Семен Супоницкий, технический директор ОАО «Западный скоростной диаметр»: «Для меня лакмусовой бумажкой послужило то, что мы делали экраны на Автомобильной улице и прошли мимо 3 школ и поликлиники метрополитена. Там многоярусные шумозащитные экраны, там замененное остекление с проветриванием. Я когда принимал работы, видел, заходил в помещения школьные, там школа-интернат, в том числе, видел, насколько эффективно это, абсолютно никаких звуков не доносится».

Шум – это лишь один из камней преткновения на дороге ЗСД. Южная развязка пришлась на садоводство – снесли дома. Кстати, по данным чиновников, компенсации только за снесенные гаражи город выплатил в размере 104 млн рублей. Центральная часть трассы пройдет перед окнами жителей Васильевского острова, по его границе с намывными территориями.

Правда, там дорога должна уйти вглубь, и земляные насыпи и деревья тогда станут помощниками шумозащитным панелям. Долго думали о том, что на севере магистраль пересечет Юнтоловский заказник, потом выяснилось, что ее проложат лишь по буферной зоне. Защитники Особо охраняемой территории убеждают строителей, что и это все же нанесет вред уникальному участку природы. Пусть даже по плану для животных предусмотрены пути миграции.

Татьяна Скроденис, участник движения «Сохраним Юнтолово»: «Юнтоловский заказник, который включает в себя озеро Лахтинский разлив и междуречье Юнтоловки и Каменки – это всего лишь часть природного прибрежного комплекса. Охраняемая часть этого комплекса. Другая часть, не охраняемая, с этим охраняемым участком имеет гидрологические и биологические связи, потому что это единый природный комплекс. И, естественно, любое влияние негативное на часть неохраняемую окажет влияние на охраняемые природные территории».

Георгий Носов, доктор биологических наук, орнитолог: «Стартовать птицы, сразу взлетая высоко, не могут, и когда перед ними движущийся транспорт, колонна, по нашим 40-летним наблюдениям – это очень крупная помеха для реализации нужного стартового направления. Т.е. птицы будут задерживаться, лететь куда-то не в нужную сторону на запад, это ведет к нарушению сроков, значит, к нарушению сроков гнездования, соответственно, разбивка выводков, сокращение численности».

Но все согласования получены. Кстати, диалог между строителями и протестующими постепенно перерос из безрезультатных митингов в более цивилизованную форму. Подключилась общественная экологическая экспертиза и природоохранная прокуратура.

Семен Супоницкий, технический директор ОАО «Западный скоростной диаметр»: «Это двухветвевая эстакада, одно направление в сторону порта здесь, где мы стоим. Второе направление за железной дорогой – такая же эстакада пойдет. За проспектом Стачек они будут сведены одна под другой – там места еще меньше, будет железная дорога, над ней ярус – 4 полосы движения в одном направлении и 4 в другом».

Это место пересечения ЗСД с проспектом Стачек. Двухъярусная эстакада, новинка для Петербурга, пройдет вдоль Кировского завода. Руководство предприятия так и не согласилось отдать часть своей территории. Историки архитектуры опасаются, что угроза нависнет над памятником XVIII века, дачей Дашковой. Работа Джакомо Кваренги и так частично рассыпается.

Зоя Клюквина, член клуба знатоков Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Усадьба перекупалась, вырос уже будущий Путиловский завод, часть земель отобрал под свои нужды. Прошла Гражданская война, Отечественная война, рядом фронт был. И она уцелела. Это прекрасное здание. Это единственный в Кировском районе сохранившийся полностью памятник архитектуры XVIII века раннего классицизма».

Не шум, но вибрации и тот факт, что это низменное место, могут сломить почти трехсотлетнюю стойкость памятника. Но в дирекции ЗСД нам показывают сваи: под каждой колонной эстакады железобетонная плита, которая опирается на буронабивные столбы глубиной не меньше 40 метров. И еще комплекс мероприятий, согласованных с КГИОП.

Семен Супоницкий, технический директор ОАО «Западный скоростной диаметр»: «Большие мосты предусматриваются через Морской канал, который по первоначальному проекту имел высоту 50 метров над водой для прохода судов всех классов. Сейчас рассматриваем вопрос о том, что он будет разводным. И два больших моста через корабельный и петровский фарватер. Один из них вантовый с габаритом 35 метров над водой, другой – экстрадозная система, 25 метров над водой».

Это самая технологически сложная часть Западного скоростного диаметра. Противники проекта предлагают вообще отказаться от этого варианта магистрали и развить сеть грузовой железной дороги из порта в разные направления. Или протянуть трассу по Обводному каналу на правый берег Невы. А дальше, например, по реке. Но скоростная трасса уже набрала максимально разрешенную ей скорость, и тормозить сейчас смерти подобно.

Петербуржцы «за» платный ЗСД

Западный скоростной диаметр, как можно надеяться, способен разгрузить движение в городе. Тем более, что горожан не пугает появление первой платной трассы, и востребована она будет у всех категорий автомобилистов. Таковы результаты телефонного опроса пятисот горожан, проведенного факультетом социологии СПбГУ.

Вопросы, поставленные перед опрашиваемыми, звучали так: «Как вы относитесь к строительству платных дорог в Санкт-Петербурге, при условии, что в обязательном порядке сохранятся бесплатные дороги? Одобряете или нет их появление?»

Полностью или частично одобряют появление платной ЗСД 45%в петербуржцев. Против трассы, попасть на которую можно только за деньги, выступает лишь 17% опрошенных.

Правда, треть горожан с мнением не определилась. Сделаем скидку на то, что не все перемещаются в пространстве на машинах. В том, что ЗСД окажется не востребованной дорогой, уверены всего лишь 2%. Остальные полагают: по ней поедут все, от водителей грузовиков до рядовых граждан.

По мнению участников опроса, популярней всего трасса будет у обеспеченных автомобилистов – 54% респондентов считает, что скоростной магистралью воспользуются именно они. Почти половина горожан предполагает, что ЗСД интересна для грузоперевозчиков, 35% ждет на платной дороге уставших от заторов представителей среднего класса. 24% считает, что ЗСД предназначена для общественного транспорта.

Источник: Водитель ПетербургаРазместил: admin