Гражданка Дальше Ручья

Обсуждение истории городской инфраструктуры - как менялся Петербург. Городская топонимика вчера и сегодня.
Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 6107
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Гражданка Дальше Ручья

Сообщение Инженер » Вс апр 19, 2020 15:51

Впервые тут создал тему.
Вот такая заметка появилась в СПбВ 17 апреля.
За Муринским ручьем. Как бывшая деревня Гражданка превратилась в «ГДР»

«ГДР» - 50 лет! Для жителей нашего города этот топоним - напоминание не только о канувшем в Лету социалистическом государстве Восточной Европы, но и о вполне конкретном районе - «Гражданке дальше ручья».

«Таким будет район севернее Муринского ручья» - обещал журнал «Строительство и архитектура Ленинграда» в 1968 году

Массовая жилищная застройка пришла в бывшую деревню Гражданку и окружающие ее селения и поля в 1960-х годах. А в 1969 году строительная техника устремилась за Муринский ручей - в район, который проектировщики института «Ленпроект» назвали «Севернее Муринского ручья».

Старожилы новостроек (сегодня их уже можно назвать и так) помнят узкий деревянный мост через Муринский ручей в створе Гражданского проспекта, по которому двигалась грузовая техника для застройки нового района. Этот мост тогда оставался последним напоминанием о прежней жизни в тех местах, о еще недавно существовавшей деревне Ручьи...

Новоселы воспринимали ручей как вполне естественный рубеж между Северным проспектом и проспектом Луначарского. Тем более что пространство в пойме Муринского ручья было оставлено для будущего парка. Поэтому сам новый жилмассив стали называть «За ручьем», «Дальше ручья». Отсюда и появился топоним «Гражданка дальше ручья», сокращенно «ГДР», поскольку эта аббревиатура была у всех на слуху.

Однако в те времена социалистическая ГДР противопоставлялась капиталистической ФРГ. Муринский ручей стал вполне естественным рубежом, по которому можно было проводить аналогичную линию «противостояния».

Но как расшифровать ФРГ применительно к северным районам? Народное творчество и тут постаралось. Так появился топоним «Фешенебельный район Гражданки». Почему «фешенебельный»? Никаких объективных оснований для такого наименования не имелось. Единственным преимуществом «ФРГ» перед «ГДР» было его более близкое расположение к центру города.

Ну и, конечно же, по тем временам на Гражданке «до ручья» уже появился общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус), а «за ручей» он пришел позднее. Хотя непролазная грязь была в новостройках по обе стороны ручья. И магазины открывались не так быстро, как хотелось бы...

Впрочем, мы начали с юбилея. Но от чего вести отсчет? Вероятнее всего - от первого дома, который был введен в эксплуатацию. Но в данном случае он был не один. 30 марта 1970 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию сразу четыре дома в «ГДР». Три из них - на Лужской улице и улице Черкасова, самом краю нового жилого микрорайона, один - на Гражданском проспекте.

Самым «титульным» объектом, безусловно, можно считать девятиэтажный дом серии 1ЛГ-606 на Гражданском проспекте, 110, корп. 1. Его конструкции «приехали» с Уткиной Заводи - с Невского ДСК. Титульный он уже хотя бы потому, что возведен на главной магистрали будущего района и более «представителен» в силу повышенной этажности. Остальные три дома были одного типа - это пятиэтажные дома серии 1ЛГ-502В, «приехавшие» с Полюстровского ДСК.

Примечательно, что первые четыре здания, о которых идет речь, были построены с использованием различных источников финансирования. Два из них (Лужская, 14, корп. 2, и Черкасова, 13) - обычные государственные дома. Два других строились для членов жилищно-строительных кооперативов. Дом на Лужской улице, 12, был возведен ЖСК-476, организованным сотрудниками НИИ «Гидроприбор», а здание на Гражданском проспекте, 110, - ЖСК-506, созданным при НИИ электроаппаратуры.

Естественно, быт первых новоселов был не очень радостным. Повсюду еще продолжалась стройка. Транспорт поначалу ходил только до Северной площади, дальше надо было добираться пешком. Но ситуация улучшилась достаточно быстро, а в 1978 году появилась еще и станция метро «Гражданский проспект», что окончательно решило проблему оторванности от цивилизации.

Здесь нашел почму-то..
https://sanktpeterburg.bezformata.com/listnews/murinskim-ruchem-kak-bivshaya/83267997/

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 6107
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Re: Гражданка Дальше Ручья

Сообщение Инженер » Вс апр 19, 2020 16:38

Газетная статья:
Изображение

Изображение

Картинка конечно к реальности не имеет ни малейшего отношения.
Зато четко отражает представление о тогдашнем градостроительстве.
Этот район рождался на моих глазах
Увы, был слишком мал, чтобы фиксировать ту историю.