Александровский парк: железная дорога и "американские горы"

Обсуждение истории городской инфраструктуры - как менялся Петербург. Городская топонимика вчера и сегодня.
Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Александровский парк: железная дорога и "американские горы"

Сообщение Бегемот » Сб фев 27, 2010 11:53

Летом 1906 года в Александровском парке появился невиданный по тем временам аттракцион.

Изображение

Журнал "Нива" откликнулся на это событие такой заметкой:

До сего времени в нашей северной столице самой маленькой железной дорогой считалась Ириновская железнодорожная линия.
Теперь появилась ещё меньшая, прямо-таки карликовая железная дорога, устроенная в Народном доме Императора Николая II и сразу завоевавшая себе симпатии посещающей Народный Дом неприхотливой публики.
Мысль устроить здесь совсем игрушечную модель настоящего игрушечного поезда пришла Августейшему председателю комитета с.-петербургского городского попечительства о народной трезвости, Его Высочеству принцу Александру Петровичу Ольденбургскому, который, как говорят, в одну из поездок своих за границу, сильно заинтересовался увиденным им где-то типом точно такой же оригинальной дороги. Сам паровозик, как увидят читатели по рисунку, необычайно миниатюрных размеров, развивающий однако давление от 110 до 135 ф., т.е. около 12-ти лошадиных сил, куплен был, вместе с соответствующим ему по величине тендером, в Нью-Йорке на заводе «Cagney brothers New-York, City». Там же нашлись к нему и три вагончика открытого типа, вместимостью каждый на 12 человек взрослых или 18 детей. Нужды нет, что вагончики эти не совсем-то подходят к локомотиву, которого за ними даже и не видно, ибо вагоны значительно крупнее самого паровоза. Вес локомотива — 180 пудов (~ 3 т), а вагончиков — по 41 пуду (670 кг) каждый. Что касается самого пути или полотна, то у нас строили его местные техники электрической станции Народного Дома. Полотно, протяжённостью 600 саженей (1280 м) в одну колею 22½ дюйма шириной (571,5 мм), имеет круговое направление от центральной станции, указанной на нашем рисунке, в одну сторону до Мытнинской набережной, где устроена крайне своеобразная неподвижная стрелка, благодаря остроумному пересечению путей очень просто повёртывающая паровоз обратно, и в другую сторону — в обход внутренних построек служб Народного Дома, а вместе с ними также и электрической станции.
Эта железная дорога служит пока просто для увеселительных целей, будучи предназначена только для катания детей, за что в оба конца взимается пятикопеечная плата. Судя же по преобладающему контингенту пассажиров этого игрушечного железнодорожного пути, можно сказать, что и для взрослой публики Народного Дома такая забава, пришлась, очевидно, по вкусу.
Дорога открыла движение с 12-го июня, но спустя несколько же дней получила некоторое повреждение в механизме паровоза, которое удалось исправить только недавно, так что вновь она стала функционировать лишь с 16-го июля.
В заключение нужно сказать, что весь этот забавный железнодорожный путь устроен вообще с соблюдением полной иллюзии настоящего большого и солидного сооружения; так, например, помимо вполне оборудованной железнодорожной станции, здесь имеются и электрический семафор, и переводные стрелки, и разная сигнализация, обычная на заправской железной дороге.


Об этой железной дороге очень мало общедоступных сведений.
Однако даже на основании обрывочных данных (этой заметки и нескольких фотографий) можно попытаться представить, как проходила линия.
Хотелось бы по возможности уточнить расположение трассы.
Если кто-то что-то видел/слышал/читал по теме, пожалуйста, отпишитесь.
И, конечно же, спросите других знатоков, где это возможно!
Вложения
=ужд.JPG
Последний раз редактировалось Бегемот Пт мар 19, 2010 7:53, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Инженер
Энтузиаст
Сообщения: 15792
Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 18:35
Откуда: Санкт-Петербург, северное Купчино

Сообщение Инженер » Сб фев 27, 2010 16:09

Никогда не слышал об этом, пожалуй.
А паровозик-суперский!

Один к одному с нынешними заграничными аттракционами, только сейчас паровозик бутафорский на электротяге да на резине.

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Сообщение Бегемот » Сб фев 27, 2010 20:44

Про паровозики завода Cagney Brothers Locomotive Works пишут, что до Второй мировой войны работали во многих странах.
Вот тут есть фотки и даже видео:
http://www.houseofdavidmuseum.org/edens ... trains.htm
По-моему, точно такие же, как тот, что работал в Ал.парке. Кстати, наша ж/дорога по неподтвержденным сведениям работала почти до начала 40-х...

Аватара пользователя
Бегемот
Энтузиаст
Сообщения: 3796
Зарегистрирован: Чт июн 28, 2007 23:31
Откуда: Мурино
Контактная информация:

Американские горы

Сообщение Бегемот » Чт мар 18, 2010 11:49

Однажды в начале ХХ века у кромки Невы между Кронверком и Биржевым мостом, аккурат позади Петропавловской крепости выросли почти настоящие Кордильеры.
Историческая панорама города была безнадежно испорчена:)

Это были "американские горы" - потешная горная железная дорога с крутыми подъемами, спусками и поворотами.
Первые "горы" были построены тут купцом С.Елисеевым и просуществовали до 1932 года.
В ноябре 1932 года случился в Госнардоме пожар: сгорел старый театральный корпус. (Потом на его месте выстроили Театр имени Ленинского комсомола.) Сгорели и "американские горы".
Ленсовет пообещал было восстановить их к весне 1933-го.
Увы. "До 1 мая, обычной даты открытия летнего сезона, осталось меньше месяца, писала "Вечерняя Красная газета". Восстановления сада Нардома фактически еще не начато".
Новые "горы", построенные по проекту инженера П. В. Старцева, заработали только в середине мая 1934 года.
"Не американские, а советские", как писали газеты...
Семь поездов в два вагончика везли пассажиров по 1200-метровому пути, поднимая их от земли на высоту до 34 метров _ над садом, вдоль Зоопарка, над берегом Кронверки, проскакивая туннели и выбираясь на простор. Развлечение для любителей острых ощущений...

www.dux.ru/spbved/2001/arts/spbved-2392-art-24.html

И если о первых, "елисеевских" горах информации почти нет (в сети мне удалось найти несколько фотографий да еще кинофильм 1926 года "Чертово колесо", в начале которого есть эпизод, снятый на "американских горах"), то о построенных в 1934-ом "советских" известно гораздо больше.
Проект сооружения подготовлен архитекторами А.П.Великановым и А.Ф.Хряковым, инженерную часть проекта составил П.В.Старцев.
Выглядела эта "железная дорога" так:
Изображение

Новые "американские горы" сгорели во время бомбежки осенью 1941 года. Чьим-то "мудрым" решением внутри деревянного сооружения были размещены склады горючего и продовольствия. Говорят, немецким летчикам помогали сигнальными ракетами с земли...

И напоследок - несколько фотографий "американских гор", сделанных в 1934-39 годах.

Источники:
gordin.livejournal.com/734901.html
photoarchive.spb.ru/
www.wwii-photos-maps.com/
www.nlr.ru/
Вложения
Американские горы.JPG

Виктор Туралин
Читатель
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вс янв 23, 2011 0:05
Откуда: Санкт-Петербург, Серебристый бульвар, 26, кв. 356

тв-100 собирается снимать передачу по теме

Сообщение Виктор Туралин » Чт апр 07, 2011 21:51

ТВ-100 ищет человека, который бы рассказал об этой ж/д.
Звонить:
Анна
+7 (921) 580 8757