Дороги нового поколения
02.11.2010
Отличительной чертой Калининградской области всегда являлась развитая сеть автомобильных дорог. Однако практически все эти дороги были построены в довоенное время. Сегодня их параметры перестали соответствовать современным требованиям и нагрузкам.
Понимая важность вопроса строительства и реконструкции автомобильных трасс, в настоящее время в Калининграде идет масштабное преобразование дорожной инфраструктуры с учетом европейских стандартов. В первую очередь, это развитие трансъевропейских транспортных коридоров 1-А и 9-Д, проходящих по территории Калининградской области, и строительство обходов городов, автодорог, ведущих к курортам федерального значения и погранпереходам с Литовской Республикой и Республикой Польша. Собеседник журнала «АДС Техника» директор Управления дорожного хозяйства Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Геннадий Лейбович рассказал о ходе дорожных преобразований в регионе, существующих проблемах отрасли и путях их решения.
- Геннадий Павлович, не секрет, что сегодня в Калининградской области полным ходом идет строительство и ремонт дорожной сети. Чем это обусловлено в первую очередь?
- Необходимость ускоренного строительства автомобильных дорог очевидна. Динамичное развитие экономики страны в целом и региона в частности требуют совершенствования транспортной инфраструктуры и автомобильных дорог в том числе. Доступность территории, быстрый рост автомобильного парка, увеличение осевых нагрузок требуют строительства автомобильных дорог опережающими темпами, учитывая их высокую материалоемкость и стоимость. В данном случае создание федерального дорожного фонда должно сыграть свою положительную роль в улучшении динамики при строительстве автомобильных дорог.
Данный вопрос очень актуален для нашего региона, как эксклавной территории, которая должна иметь современную сеть автомобильных дорог европейского типа, аналогичную с соседними государствами.
- Какие из возводимых в Калининградской области объектов являются наиболее значимыми?
- Одним из приоритетных является строительство Кольцевого маршрута в Приморской рекреационной зоне, который соединит областной центр с международным аэропортом, курортами федерального значения, морскими портами и даст возможность выхода транспортных потоков на трансъевропейские коридоры. С учетом важности данного объекта уже в октябре 2009 года генподрядной строительной организацией – ЗАО «ВАД» (г. Санкт-Петербург) было завершено по параметрам 1 категории строительство 1-ой очереди Кольцевого маршрута – автомобильной дороги Калининград – Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво» протяженностью 26,7 км. В настоящее время в стадии строительства находится следующая очередь кольцевого маршрута на участке от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску с подъездом к г. Пионерский, где располагается правительственная резиденция. Стоимость объекта – 9,3 млрд. руб., окончание работ – в ноябре 2011 года. Уже объявлен конкурс по подготовке проектной документации следующей очереди этого направления.
Также в соответствии с федеральными целевыми программами «Модернизация транспортной системы России» (подпрограмма «Автомобильные дороги) и «Развитие Калининградской области до 2014 года», с целью развития ответвления трансъевропейского транспортного коридора 1-А Рига – Калининград – Гданьск, проходящего по территории Калининградской области, с 2007 года ведется строительство обхода г. Советска с мостовым переходом через реку Неман, в текущем году завершаются работы по 1-ой очереди Южного обхода г. Калининграда, соединяющего федеральную автодорогу Калининград-Черняховск-Нестеров с маршрутом Калининград – Эльблонг (Республика Польша).
- Судя по масштабам строительства логично предположить, что по сравнению с прошлыми годами значительно вырос объем финансирования дорожного хозяйства области.
- Абсолютно верно. Так стоимость только 1 очереди кольцевого маршрута, построенной менее чем за 2 года, составила 7,1 млрд. руб. при общем объеме на дорожное строительство в 2005 году – 473 млн. рублей. Объем финансирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог возрос с 291 млн. руб. в 2005 году до 1,09 млрд. руб. в 2010 году, что позволило только за 2006-2009 годы выполнить ремонт 1,36 тыс. км дорог при общей протяженности территориальной сети области в 4,44 тыс. км.
- Геннадий Павлович, вы говорите о строительстве дорог европейского типа. А изменился ли подход подрядчиков с точки зрения технологий или все-таки пока в России работают по старинке?
- Если говорить о технологиях, то мы, безусловно, стараемся идти в ногу со временем. На наших объектах используются современные методы дорожного строительства. Так, при возведении 1-ой очереди Кольцевого маршрута впервые применяли монолитное мостостроение. Используются нами в строительстве и габионные конструкции, и матрасы «Рено». Кроме того, широко на разных стадиях строительства применяется геотекстиль.
Что касается нанесения разметки – то здесь мы уже применяем пластик. На дорогах устанавливается современное оцинкованное барьерное ограждение и светильники на высокомачтовых опорах для освещения транспортных развязок.
Мы используем современное геодезическое оборудование: электронные и роботизированные тахеометры, спутниковую систему Trimble c приемом сигналов GPS.
Отдельно отмечу, что по сравнению с прошлыми годами значительно расширился и парк техники, которая сегодня работает на дорогах области. Это и асфальтобетонные заводы: AMMAN (Швеция), Marini (Италия), Teltomat (Германия), асфальтоукладчики Marini (Италия), Vogele (Германия), Bomag (Франция), асфальтоперегрузчик Shuttle Buggy, катки HAMM, BOMAG и грейдеры с установленной на них 3Д системой. На перевозках занята большегрузная техника Volvo, Man, Mercedes.
Использование высокотехнологичных машин позволяет нам не только повысить качество строительства, но и выиграть в сроках выполнения работ.
- Объемы строительства в Калининградской области действительно беспрецедентны. Однако в таких случаях есть риск не усмотреть за качеством выполняемых работ. Каким образом вы контролируете строительство дорог?
- В настоящее время генподрядная строительная организация определяется на конкурсной основе с заключением Государственного контракта, в котором прописаны взаимоотношения генподрядчика и заказчика с указанием стоимости работ, сроков их выполнения и гарантийных сроков по основным конструктивам автодороги после завершения строительства, которые составляют по разным видам работ от 4 до 7 лет.
Со стороны заказчика ведется контроль объектов, находящихся на гарантийном обслуживании. Согласно контракту приказом заказчика-застройщика за каждым конкретным объектом закрепляется куратор или группа кураторов (в зависимости от объема работ), которые полностью контролируют ход строительства, технологию работ (вместе с центральной лабораторией и геодезической службой), приемку в соответствии с действующими нормативными документами, вплоть до остановки, при необходимости, строительных работ. Эффективность такого контроля очевидна.
- Геннадий Павлович, какими достижения в сфере дорожного хозяйства уже сегодня может гордиться Калининградская область.
- Мы, безусловно, гордимся, появлением трасс европейского плана, каким является, в частности, 1-я очередь приморского Кольцевого маршрута. И довольны тем, что наши генподрядные строительные организации с учетом своего современного технического оснащения способны выполнять дорожно-мостовые работы европейского качества в кратчайшие сроки. Но самое ценное, что у нас сегодня есть – это кадры. Я уверен, что в дорожном хозяйстве нашей области заняты одни из самых профессиональных специалистов.
Существующая сеть автомобильных дорог содержится и ремонтируется силами большого отряда дорожников области. И их работа заслуживает достойной оценки. Что касается строительства и реконструкции, то, безусловно, необходимо отметить такие строительные фирмы, как ЗАО «ВАД» (г. Санкт-Петербург), ООО СП «Балтдормостстрой», ООО МСП «Россбан», ООО «Спецмост», ОАО «Мостострой № 6» (г. Санкт-Петербург) и другие организации, силами которых осуществляется строительство и реконструкция трасс Калининградской области.
Конечно, с учетом общей протяженности сети автомобильных дорог региона более 4,4 тыс. км, в том числе 1,6 тыс. км базовой сети с автобусным движением, предстоит много еще сделать по их совершенствованию с целью развития экономики нашего региона, промышленности, туризма и привлекательности области в плане международного сотрудничества.
Основные стройки дорог:
2006 год – в составе ответвления трансъевропейского транспортного коридора 1-А Рига – Калининград – Гданьск завершена реконструкция 1-й очереди автомобильной дороги Калининград – Мамоново II (пос. Новоселово) – граница Республики Польша протяженностью 39,1 км, в 2009 году завершено устройство разделительных полос на этой трассе перед строящимся многосторонним автомобильным пунктом пропуска «Мамоново II» на границе с Польшей;
2007 год – завершено строительство автомобильной дороги на обходе пос. Чернышевское протяженностью 3,26 км к новому многостороннему автомобильному пункту пропуска «Чернышевское» и участок трассы от погранперехода до границы с Литовской Республикой протяженностью 0,38 км;
В этом же году продолжение большого обхода г. Советска протяженностью 11,87 км с новым мостовым переходом через р. Неман.
2008 год – завершено строительство обхода г. Багратионовска протяженностью 7,9 км, ведущего к грузовому многостороннему автомобильному пункту пропуска на границе с Республикой Польша «Багратионовск – Безледы»;
2009 год – завершено строительство 1-й очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны – автомобильной дороги Калининград – Зеленоградск с подъездом к аэропорту «Храброво» протяженностью 26,7 км по параметрам I-б категории.
2010 год – завершается строительство 1-й очереди автомобильной дороги «Южный обход г. Калининграда (2-я очередь) на участке от автодороги Калининград – Долгоруково до ул. Емельянова протяженностью 7,8 км. Данный участок трассы является составляющим звеном ответвления № 1-А Рига – Калининград – Гданьск и продолжением автодороги Эльблонг –Калининград.
В этом же году продолжается строительство следующей очереди кольцевого маршрута – автодороги от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску протяженностью 24,08 км (с подъездом к г. Пионерский).
Наш собеседник: директор Управления дорожного хозяйства Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Геннадий Лейбович.
Геннадий Лейбович родился в 1951 г.
В 1978 г. окончил Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт по специальности «Инженер-строитель систем теплогазоснабжения и вентиляции».
С 1999 г. – начальник Управления дорожного хозяйства при администрации области. С 2001 г. – начальник Багратионовского управления «Райавтодор». С 2001 г. – генеральный директор ООО СП «Балтдормостстрой». С 2005 – директор Управления дорожного хозяйства Министерства развития инфраструктуры Калининградской области.
Записала Вера АРХИПОВА
http://www.adc-tehnika.ru/content/tehni ... okoleniya/