Та же новость что и выше, но несколько в иной подаче:
03.12.2014
Сегодня в госкомпании «Автодор» пройдет публичное обсуждение результатов независимого аудита участка скоростной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Этот отрезок в Ленинградской области подводит трассу к городской Кольцевой автодороге.
Цена участка — 83,1 млрд руб., 57,6 млрд даст государство, остальное — частный партнер, консорциум «Магистраль двух столиц» под руководством «ВТБ капитала». Провести аудит проекта в 2013 г. решило правительство, конкурс выиграла Deloitte. «Ведомости» ознакомились с презентацией Deloitte. «В текущей конфигурации проект ущемляет интересы и пользователей, и концедента (государства. — “Ведомости”)», — делает вывод аудитор. Только на песке можно было бы сэкономить 6,3 млрд руб., указывает аудитор: по смете, 1 куб. м песка стоит 322 руб., а на карьерах вблизи будущей трассы с учетом себестоимости добычи и прибыли в 15% — 125 руб. Всего с учетом снижения расходов на подготовительные работы и выкуп земли на смете можно сэкономить минимум 7,1 млрд руб.
Экономия может достичь и 16,5 млрд руб., если частник попытается снизить затраты и на другие инертные материалы, указывает Deloitte: например, щебеночно-песчаную смесь и бетон можно купить у местных поставщиков дешевле, чем в смете, а на производстве собственного асфальтобетона можно сэкономить 25%.
Уменьшить смету необходимо: это позволит, не раздувая общего бюджета проекта, найти средства на дополнительные расходы, которые нужны для улучшения трассы. Увеличение затрат требуется из-за неудачной оптимизации на этапе государственной экспертизы, следует из заключения аудитора. Госэкспертиза постановила сузить дорогу с шести до четырех полос (а еще по одной достроить впоследствии) и исключила три развязки, в том числе две вблизи КАД. Это позволило сократить первоначальную смету на 24 млрд руб., но в ущерб общественной полезности новой дороги, предупреждает Deloitte. Через исключенные развязки на трассу мог бы прийти поток транспорта, образующийся из-за маятниковой миграции, тем более что прогноз интенсивности движения по самой дороге завышен даже по сравнению с трафиком по действующей М10. Без развязок, которые были удалены, трафик окажется на 30-40% ниже, чем мог бы быть. Интенсивность движения важна для государства — доходы от сбора платы будут поступать не частнику, а «Автодору», из этих средств он перечислит инвестору гарантированные платежи.
Еще одна исходная ошибка — недостаточно жесткое покрытие, оно будет требовать постоянных ремонтов, говорится в презентации. Половина грузового трафика на дороге М10 — автопоезда массой свыше 20 т, требуется более прочный асфальт. Он на 20% дороже, зато срок службы — 20 лет вместо 12.
Всего на улучшение проекта нужно 16,7 млрд руб., посчитали аудиторы — экономия даст почти столько же, концессионер может остаться в бюджете. Но не понятно, как заставить концессионера учесть рекомендации: соглашение с государством уже подписано, признает федеральный чиновник.
Механизм еще не отработан, согласен сотрудник одной из компаний, участвовавших в конкурсе на этот участок: не ясно не только как менять основные параметры уже согласованного инвестором и государством проекта, но и как быть с остальными компаниями, претендовавшими на проект, — возможно, при таких параметрах они могли бы подать более успешное конкурсное предложение. Аудит полезен, осталось понять, как эффективно его использовать, резюмирует он.
«По результатам публичного обсуждения с участием экспертного сообщества одобренные рекомендации аудитора станут обязательными. Оптимизация проектов в рамках концессионных соглашений — нормальная практика, сложившаяся во всем мире», — подчеркивает представитель «Автодора».
«Мы ознакомились с результатами аудита. Концессионер готов учесть его рекомендации, не противоречащие условиям концессионного соглашения», — передал через пресс-службу гендиректор «Магистрали двух столиц» Олег Панкратов. Представитель Deloitte комментарии не предоставил.
Ведомости