До стадиона без остановок
СХЕМА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ЧМ-2018, РАЗРАБОТАННАЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ «А+С КОНСАЛТ», НЕ ТОЛЬКО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УДОБСТВО БОЛЕЛЬЩИКОВ, НО И РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СВЯЗИ КРЕСТОВСКОГО ОСТРОВА С ДРУГИМИ РАЙОНАМИ ГОРОДА.
ГОРОД - ТРАНСПОРТ - СТАДИОН
Как показывает опыт проведения чемпионатов мира по футболу, подобное событие способно как заметно улучшить инфраструктуру города, так и оставить дорогостоящие возведенные объекты невостребованными.
Перед Санкт-Петербургом, который за последние годы вышел в лидеры стратегического транспортного планирования, стояла задача не просто создать транспортную схему по обслуживанию предстоящего чемпионата, но и гармонично вписать ее в планы по созданию городской инфраструктуры с учетом перспектив развития мегаполиса.
Разработчиком схемы транспортного обеспечения стадиона на Крестовском острове выступила компания «А+С Консалт», которая привлекла к работе специалистов ООО «Лаборатория транспортного планирования и моделирования» Автодорожного института СПб ГАСУ, ЗАО «Институт Стройпроект», ООО «Центр прикладной логистики», а также международных экспертов, имеющих опыт транспортного планирования на время проведения Олимпиады-2008 в Пекине (Китай), ЧМ по футболу в 2006 году (Германия) и в 2010 году (ЮАР).
– При разработке транспортного плана для обеспечения мероприятий ЧМ-2018 мы исходили из того, что городу нужен не одноразовый вариант транспортного обслуживания стадиона, а полноценная и перспективная схема работы крупного многофункционального объекта, – рассказывает генеральный директор «А+С Консалт» Владимир ШВЕЦОВ. – Помимо проведения футбольных матчей, во время которых максимальная вместимость с учетом последних проектных поправок составляет примерно 62 000 человек, стадион будет использоваться для проведения концертов и других массовых мероприятий. Тогда его вместимость может достигать 80 000 человек. Обеспечить вывоз общественным транспортом в течение расчетных часа-полутора такого количества людей с Крестовского острова, где действует единственная станция метро, практически невозможно.
Во время проведения чемпионата, согласно исходным данным проекта, помимо метро (пропускная способность 12 000 чел./ч) в обеспечении перевозок будут задействованы заказные автобусы (на 15 000 человек), автотранспорт для клиентских групп (2500 парковочных мест) и троллейбусы маршрута № 7 (2000 чел./ч). Таким образом, вывезти с Крестовского острова нужно будет еще более 30 000 болельщиков.
При этом возможные пути вывода такого количества людей ограничены целым рядом условий: островное положение стадиона, отсутствие связей с транспортными магистралями Васильевского острова и Приморского района, сложно реализуемая возможность автомобильного проезда через Каменный остров на Петроградскую сторону, отсутствие достаточного количества парковочных мест вблизи стадиона, ограничение пешеходных потоков через рекреационную зону Елагина острова и др. Поэтому в компании постарались разработать схему, которая одновременно наиболее полно учитывала международные рекомендации и при этом решала общие проблемы развития транспортной инфраструктуры города. Таким образом, уже на начальной стадии исключались решения, которые носили временный характер.
ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ЧМ-2018
Следуя перспективному подходу к созданию транспортной схемы, разработчики, к примеру, отказались от вариантов морской переправы с западной оконечности Крестовского острова, пешеходного моста с выходом на Приморский проспект, разборных понтонных мостов и ряда других предложений.
– Работа над транспортной схемой стадиона строилась в масштабе всего города, – говорит заместитель генерального директора «А+С Консалт» Елена АНДРЕЕВА. – Были разработаны маршруты следования приезжающих от аэропортов, вокзалов и Морского порта до стадиона, тренировочных баз участников игр, мест расселения и фестивалей болельщиков с использованием скоростных магистралей города (Западного скоростного диаметра, Кольцевой автодороги). Поскольку в Петербурге планируется проводить матчи групповых и финальных серий, то нагрузка на транспортную сеть предстоит значительная – от 190 000 до 210 000 человек.
Только два основных места, отведенные под фестивали болельщиков, будут ежедневно собирать до 57 000 человек на Дворцовой площади и до 27 000 человек на арене СКК. Чтобы оптимизировать потоки, мы настояли на строительстве транспортных объектов, которые позволяют значительно сократить время на перемещение – например, мост через остров Серный с выездом на набережную Макарова и дальше на ЗСД.
По словам заместителя генерального директора, два утвержденных в декабре прошлого года варианта схемы – лишь малая толика многочисленных проработанных вариантов транспортного обеспечения чемпионата. Каждый из них предполагает разделение транспортных и пешеходных потоков и максимальное следование рекомендациям УЕФА по обеспечению безопасности проведения чемпионата.
ВАРИАНТЫ НА ВЫБОР
В первом варианте акцент сделан на перспективное развитие общественного транспорта, который по оперативности и доступности мог бы конкурировать с метрополитеном. В качестве наиболее оптимального решения предложена выделенная линия скоростного трамвая с провозной способностью до 20 000 чел./ч, которая свяжет Крестовский остров с Васильевским островом (по эстакаде) и с Приморским проспектом (по тоннелю мелкого заложения). Этот транспорт, который установит наконец прямую связь между северными районами города, где идет строительство новых жилых кварталов, и Васильевским островом, давно востребован городом.
По расчетам экспертов, ежедневная нагрузка скоростного трамвая, помимо мероприятий ЧМ и регулярных матчей, составит порядка 40 000 чел./сут. В этом варианте легковой автотранспорт будет направлен на ЗСД через остров Серный и набережную Макарова. Заказные автобусы проследуют по Каменноостровскому проспекту, Большому Крестовскому мосту и дальше. До 12 000 болельщиков смогут добраться до станций метро «Приморская», «Чкаловская» и «Петроградская» с помощью трех автобусных маршрутов, кольцо которых планируется организовать на месте бывшего трамвайного кольца.
Второй вариант выглядит менее затратным и предполагает разработку различных схем пешеходных перемещений для 15-тысячной толпы. Вариант, в частности, добавляет маршрут через Елагин и Петровский острова с резервированием полосы движения, строительством пешеходных мостов через дорогу и установкой специальных ограничительных барьеров по пути следования. Чтобы развезти остальных болельщиков, предполагается организовать дополнительные автобусные маршруты до ст. м. «Черная речка» и «Лесная» на 8000–10 000 человек с размещением временных посадочных платформ на Морском проспекте. Их придется пустить через Большой Крестовский мост, заказные автобусы с парковкой около стадиона будут выезжать с Крестовского острова через Южную дорогу, мост через остров Серный и набережную Макарова. Для вывоза клиентских групп, использующих легковой транспорт с парковкой на территории стадиона, планируется задействовать улично-дорожную сеть Каменного острова. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, и окончательный выбор зависит от намерений администрации города.
Остается добавить, что основой для разработки многочисленных вариантов транспортной схемы ЧМ-2018 послужило уже апробированное на конкретных проектах программное обеспечение для транспортного макро- и микромоделирования. Его использование помогает проектировщикам учесть различные направления развития транспортной системы, найти наиболее выгодный вариант и обосновать свой выбор. При этом срок подготовки проекта значительно сокращается: по данным «А+С Консалт», схема транспортного планирования была подготовлена всего за два месяца после подписания контракта с заказчиком.
Этот опыт может быть успешно применен при оптимизации транспортных схем и обосновании их финансирования для обеспечения мероприятий ЧМ-2018 в других российских городах, выбранных для его проведения.