Зональная оплата проезда в метро
- Alexandr
- Энтузиаст
- Сообщения: 5347
- Зарегистрирован: Чт ноя 02, 2006 22:04
- Откуда: СПб, Весёлый Посёлок
Турникеты на выходе с «Невского проспекта-2» ставить не будут, несмотря на практику, распространенную по всему метрополитену города. Их необходимость, ранее объяснило руководство подземного транспорта, обусловливалась будущим введением зональной оплаты проезда. То есть бесконтактные смарт-карты требовалось прикладывать не только на входе, но и на выходе. Однако сей эксперимент, якобы направленный на экономию средств петербуржцев (так уверял начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин), забуксовал.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10286772@SV_Articles
- Alexandr
- Энтузиаст
- Сообщения: 5347
- Зарегистрирован: Чт ноя 02, 2006 22:04
- Откуда: СПб, Весёлый Посёлок
От введения зональной оплаты проезда в петербургском метро отказались. По мнению чиновников, метрополитен пока слишком мал, чтобы такая система была эффективна.
Ввести новую систему собирались в ближайшие годы. Но теперь от этих планов отказались. «Внедрение зональной оплаты даже в самой отдаленной перспективе пока не просматривается. Вводить ее можно только тогда, когда у человека будут варианты, как ехать», — сказал сегодня начальник петербургской подземки Владимир Гарюгин.
http://karpovka.net/2012/11/30/82086/
Нет, просто Гарюгин осознал метрошную глупость. Зоны концентрические оплатой на выходе не решить. Как проехать с Ветеранов на Звездную? Правильно через Техноложку сквозь все зоны. А турникет на входе и выходе снимет тертью зону только.
Хотя человек вдвое больше проехал, чем тот который с Ветеранов до Техноложки. Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
Короче: Зональная система не под наше метро звездочкой.
Хотя человек вдвое больше проехал, чем тот который с Ветеранов до Техноложки. Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
Короче: Зональная система не под наше метро звездочкой.
jangolen писал(а):Нет, просто Гарюгин осознал метрошную глупость. Зоны концентрические оплатой на выходе не решить. Как проехать с Ветеранов на Звездную? Правильно через Техноложку сквозь все зоны. А турникет на входе и выходе снимет тертью зону только.
Хотя человек вдвое больше проехал, чем тот который с Ветеранов до Техноложки. Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
Короче: Зональная система не под наше метро звездочкой.
вот удивительно - то, что всем было ясно с самого начала, Гарюгин осознал только сейчас Уже за это можно сказать Полтавченко спасибо
Если серьезно, Гарюгин не из тех, кто плюет против ветра. Он из тех, кто строит ветряные мельницы. Вывод ясен - ветер переменился.
jangolen писал(а):Нет, просто Гарюгин осознал метрошную глупость. Зоны концентрические оплатой на выходе не решить. Как проехать с Ветеранов на Звездную? Правильно через Техноложку сквозь все зоны. А турникет на входе и выходе снимет тертью зону только.
Хотя человек вдвое больше проехал, чем тот который с Ветеранов до Техноложки. Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
Короче: Зональная система не под наше метро звездочкой.
Да нифига не сложный вычислительный центр получится. Это даже примитивно. Т.к. у каждого с собой будет ключ, который будет регистрироваться в системе при проходе турникетов.
Для определения вычислительной сложности нужно подсчитать сколько людей в секунду проходят через турникет? На каждую тысячу выделенный сервак ставить с геобалансингом (как раз по зонам). Такой сервак будет копейки стоить. Судя по потоку людей тысячи в секунду врядли наберётся даже в часы пик.
Какой сервак на тысячу?timeking писал(а):jangolen писал(а):Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
Да нифига не сложный вычислительный центр получится. Это даже примитивно. Т.к. у каждого с собой будет ключ, который будет регистрироваться в системе при проходе турникетов.
Для определения вычислительной сложности нужно подсчитать сколько людей в секунду проходят через турникет? На каждую тысячу выделенный сервак ставить с геобалансингом (как раз по зонам). Такой сервак будет копейки стоить. Судя по потоку людей тысячи в секунду врядли наберётся даже в часы пик.
Один сервер с базой состояния. Поля: ID, Station1, Station2. Опционно - для возможного разбора полетов дополнить парой DateTime1,DateTime2.
После заполнения номеров станций вход и выхода - строчку в биллинг, из активной удаляем. Так же как и если человек зашел два раза без выхода ("схитрил"). Так же как и в 1 час ночи.
Биллинг - тривиален: справочник - каждой паре станций приписана стоимость. Если Station2=пусто - максимальная стоимость.
Все.
Сколько специалистов по sql сразу набижало
А теперь прикиньте пассажиропоток во всем метро, например, с утра. Сколько транзакций придется сделать системе? Какова максимально допустимая длительность такой транзакции? Ну, учитывая, что от прикладывания карточки к сканеру, до загорания зеленых светодиодов на турникете должно пройти менее секунды? Ну чтоб очередь перед турникетами не вылилась на улицу.
Какова получится стоимость лицензионного ПО, аппаратуры и каналов связи для такого быстродействия? Ну еще с учетом резервирования на случай всяких блекаутов и крешей. Чтоб падение одного сервера не парализовало всю подземку?
Сколько будет стоить обслуживание такой системы включая штат очень недешевых специалистов? (Человек с опытом работы с высоконагруженными БД меньше чем на штук 120 не пойдет)
По мне, так дешевле тупо плату за проезд поднять. Геморрой с зональной оплатой свеч не стоит.
А теперь прикиньте пассажиропоток во всем метро, например, с утра. Сколько транзакций придется сделать системе? Какова максимально допустимая длительность такой транзакции? Ну, учитывая, что от прикладывания карточки к сканеру, до загорания зеленых светодиодов на турникете должно пройти менее секунды? Ну чтоб очередь перед турникетами не вылилась на улицу.
Какова получится стоимость лицензионного ПО, аппаратуры и каналов связи для такого быстродействия? Ну еще с учетом резервирования на случай всяких блекаутов и крешей. Чтоб падение одного сервера не парализовало всю подземку?
Сколько будет стоить обслуживание такой системы включая штат очень недешевых специалистов? (Человек с опытом работы с высоконагруженными БД меньше чем на штук 120 не пойдет)
По мне, так дешевле тупо плату за проезд поднять. Геморрой с зональной оплатой свеч не стоит.
Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
У меня есть подозрения, что кто, где и во сколько вошел - это и сейчас отслеживается и хранится. Так что возрастание нагрузки было бы всего лишь двукратное.
Но хорошо, что оправдались надежды на лучшее, и идея с зональной системой наконец загнулась. Простая система оплаты лучше, чем сложная.
Где было хоть слово про SQL?blackw писал(а):Сколько специалистов по sql сразу набижало
Что касается сопутствующих расходов, то - да, если есть желание распилить как можно больше - это годный путь, но если есть желание создать отказоустойчивую систему за разумные деньги и с дешевой эксплуатацией - то тоже не проблема.
Рушиться там нечему: сейчас же карточки сообщают свой ID в систему? И ведь метро не "останавливается".. А это - все, что нужно от "интерфейса". Остальное - уже в оффлайне (для пассажира).
Теперешняя система с нынешним потоком справляется? Или жетоны, полагаете, составляют подавляющую массу в способе оплаты? Думаю, что - нет, да и система справится даже если вовсе жетоны изъять.
Не очень понял, зачем обслуживание специалистами с высокими запросами. Не, если их нанять - они куда не надо влезут: и себе работу обеспечат, и будут доказывать свою нужность показательными авариями.. Но - это лишнее звено. Тут скорее юристы потребуются - в первое время "умников" было бы изрядно: вот для работы с ними - нужны были бы.
sbog писал(а):Где было хоть слово про SQL?blackw писал(а):Сколько специалистов по sql сразу набижало
Что касается сопутствующих расходов, то - да, если есть желание распилить как можно больше - это годный путь, но если есть желание создать отказоустойчивую систему за разумные деньги и с дешевой эксплуатацией - то тоже не проблема.
Рушиться там нечему: сейчас же карточки сообщают свой ID в систему? И ведь метро не "останавливается".. А это - все, что нужно от "интерфейса". Остальное - уже в оффлайне (для пассажира).
Теперешняя система с нынешним потоком справляется? Или жетоны, полагаете, составляют подавляющую массу в способе оплаты? Думаю, что - нет, да и система справится даже если вовсе жетоны изъять.
Не очень понял, зачем обслуживание специалистами с высокими запросами. Не, если их нанять - они куда не надо влезут: и себе работу обеспечат, и будут доказывать свою нужность показательными авариями.. Но - это лишнее звено. Тут скорее юристы потребуются - в первое время "умников" было бы изрядно: вот для работы с ними - нужны были бы.
Почему я говорю про тысячу в секунду? Потому что это индустриальный стандарт, который любым бесплатным сервером поддержится. Т.е. денег на его поддержку не понадобится. Большее количество одновременных соединений сейчас можно решить только дорогим оборудованием или правильным решением.
Если думать правильно и оптимизировать, то можно всё в одну NoSQL базу данных сложить. Она потянет и 50к в секунду (такая на моих проектах). Можно также поднять облако и сделать систему распределённой и отказоустойчивой (установить replicate factor в 3 например). Тогда даже если половину системы положить, то данные можно будет просто восстановить.
Используя такие подходы можно отменить турникеты и заставить людей ходить с карточками с RFID метками (которые сейчас поддерживаются даже на телефонах). Можно будет снимать балланс проходя через соответствующий портал. Для контроля их можно ставить перед каждым эскалатором, для того чтобы точнее траффик разруливать и списывать именно цену за выбранный человеком путь. Такой способ поможет избавиться от особ, которые целыми днями катаются в метро и не выходят на поверхность, где холодно.
blackw писал(а):А теперь прикиньте пассажиропоток во всем метро, например, с утра. Сколько транзакций придется сделать системе? Какова максимально допустимая длительность такой транзакции? Ну, учитывая, что от прикладывания карточки к сканеру, до загорания зеленых светодиодов на турникете должно пройти менее секунды? Ну чтоб очередь перед турникетами не вылилась на улицу.
Прикидываю. Будет точно меньше 1000 человек в секунду (максимальная ёмкость = количеству турникетов всех станций). Люди очень медленно проходят турникеты. Иногда это делают специально (затрудняют проход), чтобы люди не скапливались в часы пик на станции и не роняли друг друга на рельсы. Максимальная длительность транзакции во многом будет зависеть от считывающего устройства (и скорости подношения руки к считывателю). Скрость доступа к вычислительному центру можно не учитывать, т.к. она будет на несколько порядков выше, чем скорость пользователя. Т.е. даже при большой нагрузке данных передаётся и считывается совсем немного: достаточно одного числа (ID), всё остальное будет храниться на сервере. т.е. нужны считанные миллисекунды на решение.
blackw писал(а):Какова получится стоимость лицензионного ПО, аппаратуры и каналов связи для такого быстродействия? Ну еще с учетом резервирования на случай всяких блекаутов и крешей. Чтоб падение одного сервера не парализовало всю подземку?
Каналы связи, как и считывающие устройства, я подозреваю уже есть. Как я писал выше, тут не нужен толстый канал. Для обеспечения отказоусточивости обычно делают распределённые системы без "точки крушения". Есть бесплатные решения типа кассандры например или любой другой распределённой базы/файловой системы.
blackw писал(а):Сколько будет стоить обслуживание такой системы включая штат очень недешевых специалистов? (Человек с опытом работы с высоконагруженными БД меньше чем на штук 120 не пойдет)
Тут вы правы. Штату нужно не больее 2 - 3-х таких толковых специалистов.
blackw писал(а):По мне, так дешевле тупо плату за проезд поднять. Геморрой с зональной оплатой свеч не стоит.
Очень прискорбно, что существуют мнения похожие на ваше. Учите матчасть вместо банального повышения платы за проезд.
jangolen писал(а):Нет, просто Гарюгин осознал метрошную глупость. Зоны концентрические оплатой на выходе не решить. Как проехать с Ветеранов на Звездную? Правильно через Техноложку сквозь все зоны. А турникет на входе и выходе снимет тертью зону только.
Хотя человек вдвое больше проехал, чем тот который с Ветеранов до Техноложки. Отслеживать каждого кто-где и во сколько вошел и вышел - это такой вычеслительный центр нужен, что его стоимость будет просто запредельной.
Короче: Зональная система не под наше метро звездочкой.
В Лондоне ЕМНИП надо из 6 зоны в 6 - плати пожалуйста за зоны 6-1. Или плати penalty на выходе. Метро гораздо больше-и справляются же как-то. А Петербург-столица(хоть и вторая), что, денег не найти на оборудование или специалистов?
Правда хотелось бы сначала посмотреть экономическое обоснование введения такой оплаты. При текущей схеме метро мне кажется это абсолютно неэффективно.