sign писал(а):Радоваться надо, что (возможно) хоть что-то сможем сделать сами.
Радоваться нужно и можно, но осторожно.
sign писал(а):Теперь надежда только на самих себя.
В том-то и проблема. Есть отрасли, которые уже в принципе не работают на уровнях ниже глобального мирового рынка. Авиапром - одна из них. И не потому, что научная и производственная база отдельно взятой страны не сдюжит. Для проектов такого масштаба требуются колоссальные ресурсы, а для производства нужен рынок сбыта. Т.е. и ресурсы отвлекаются от более актуальных задач, а рынок отдельной страны не способен к спросу, адекватному инвестициям в разработку и развертывание производства. Плюс, международное участие, это еще и часть продвижения товара на рынок. Например Boeing 787 Dreamliner в значительной доле разработки и производства компонентов является японским самолетом. И японские авиакомпании - одни из крупнейших эксплуатантов этого типа.
По сути, при изначальном сценарии проекта МС-21 была выбрана вполне адекватная стратегия. Сделать то, что уже умеем, или заинтересованы и можем научиться, делать хорошо. Купить то, что требует излишних, и не всегда оправданных, вложений. Оставить задел на будущее развитие собственной промышленности - например в виде опции по двигателям, ПД-14 вместо иностранного. С такой стратегией вполне было реалистичным и будущее, в котором некоторое поколение ПД-14 могло оказаться под крылом "Боинга" или "Эирбаса". Не сейчас, когда-нибудь.
Т.ч., конкретизируя Ваше "Теперь надежда только на самих себя". Не только сделать, но и купить (почти) весь объем выпуска, и эксплуатировать тоже. Последнее - это не только заправил-полетел. Это и тренажеры для экипажей. Это и уточнение нюансов эксплуатации типа не десятками, а сотнями авиакомпаний.
Грубо говоря, если бы 737 MAX эксплуатировался только американскими АК, то: 1) О проблемах с системой MCAS мы, возможно, так и не узнали бы; 2) Не выплыла бы наружу и "странная" процедура его сертификации. Но и на менее катастрофичном уровне плюсы в более широком спектре эксплуатантов есть.
sign писал(а):Или сможем или совсем в прошлое уйдём.
В прошлое, когда авиатехника была продуктом какой-то одной страны, мы уже ушли.