Arseny писал(а):А какое при этом вертикальное ускорение? Или при планировании движение равномерное?
В идеальном случае, никакого ускорения. Но мы должны понимать, в какой "системе координат" все происходит.
Когда пилот сообщает "мы летим на высоте 10 тысяч четыреста метров со скоростью 850 км/ч", это не совсем точная информация.
Высота - это не расстояние от самолета до рельефа местности под крылом, не расстояние до уровня моря или геоида. Это давление воздуха, которое должно быть на этой высоте в идеальной (т.н. "стандартной") атмосфере. Это называется эшелон полета (10 400 - это FL340). Причем, другой, летящий в сотне километров и зоне другого давления, самолет при тех-же цифорках на приборе будет выше или ниже относительно, например, уровня моря.
Так же и со скоростью. В плане полета самолет интересует только скорость относительно окружающего воздуха. Точнее - я бы сказал - количество воздуха, сквозь которое он пролетел. Классический пример - Ан-2 летит в воздухе, но для наблюдателя с земли не двигается вообще. (Фишка в том, что Ан-2 умеет летать очень медленно, на скорости хорошего ветра, и летя против него как-бы зависает над землей.) Поэтому самолетный "спидометр" показывает разницу между давлением набегающего потока и давлением атмосферы за бортом.
Понятно, что с изменением высоты и с учетом ветров меняется как давление, так и скорость относительно земли. Плюс, есть восходящие и нисходящие потоки. Собственно на этом и основан феномен планеров - запредельное аэродинамическое качество и ловкое использование воздушных потоков.
Простите, что так длинно, но без знания нюансов любой из ответов линейки "Да", "Нет" и "Как пойдет" корректен.
Собственно, возвращаясь к теме ветки... Почему я в этих постах так подробно пишу про нюансы? Да потому что они - главное. Полетели два новых самолета с отечественными двигателями. Для российской промышленности это хорошо. Но как коммерческий проект или направление инвестиций государственных денег - пока не понятно. Для авиакомпаний тоже не ясно что это. На многие модели авиалайнеров производители предлагают выбор двигателей. И решить с какими именно заказывать - не простая для авиакомпании задача. Грубо говоря, самолет "Летало-25" с моторами "СуперВетер-NNN" одной авиакомпании приносит барыши, а другой авиалинии лишь убытки. Но вторая компания слила свой флот первой и заказала то-же "Летало", но с другими моторами. И вышла в прибыль. Ситуация теоретическая, но вполне вероятная.
То же самое и с радостью о возрождении отечественного авиапрома. Гордость - да. Но ее на хлеб не намажешь. Если государство говорит "окажем поддержку", налогоплательщик должен слышать "вложим твои деньги в ...". Как справедливо отметила Маргарет Тетчер, "Нет государственных денег. Есть деньги народа." А в инвестициях главное не вложить деньги. Главное - выложить.