Всё про КОСМОС

Обсуждение различных вопросов, связанных со строительством. Здесь также обсуждаются проекты, не имеющие отношения к Петербургу.
Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Ср янв 09, 2019 12:32

Inetman писал(а):
Куда-то наш космический энтузиаст пропал, а тем временем китайский зонд зогфотал тёмную сторону Луны. Фашистов вроде не обнаружено.


Вот так приятно, когда энтузиастов прибавляется, чес слово :)

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Вт янв 15, 2019 22:35

Тем временем

Семена хлопчатника проросли в биологическом контейнере китайского лунного зонда Chang'e 4 на обратной стороне Луны. Картофель, который получил воду одновременно с хлопчатником, пока тормозит.
Вложения
1501.jpg

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Ср янв 16, 2019 1:04

Ну и Дракоша на вднях вернулся, c результатами научных экспериментов. Это был его уже второй полет на МКС и вскоре рядом с одной отметкой о полете на станцию появится вторая звездочка!
Вложения
1601.jpg

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Сб янв 19, 2019 11:20

"У кого жемчуг мелкий, а у кого щи жидкие " :D

Япония запустила на орбиту спутник для создания искусственных звездопадов. Первый из них состоится над Хиросимой в 2020 году

https://meduza.io/feature/2019/01/18/ya ... edium=main

Randy
Энтузиаст
Сообщения: 13928
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 16:13

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Randy » Сб янв 19, 2019 15:41

Nurmo писал(а):
Inetman писал(а):
Куда-то наш космический энтузиаст пропал, а тем временем китайский зонд зогфотал тёмную сторону Луны. Фашистов вроде не обнаружено.


Вот так приятно, когда энтузиастов прибавляется, чес слово :)


лунтик.jpg

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Вс янв 20, 2019 11:43

"Cpеди всех космических курьезов и розыгрышей первое место по праву принадлежит шутке Оуэна Гарриотта. В 1973 году он входил в экипаж американской орбитальной станции "Скайлэб". Розыгрыш, который он устроил над офицером Центра управления полетами Робертом Криппеном, достоин навечно войти в анналы космонавтики. С собой в космос Гарриотт захватил диктофон, на который его
супруга наговорила несколько заранее составленных фраз. Когда в один из дней оператор Роберт Криппен вышел на связь с орбитальной станцией, Гарриотт ждал у передатчика с диктофоном в руке. Между станцией и Центром управления состоялся следующий диалог:
- "Скайлэб", это Хьюстон, ответьте.
- Здpaвствуйте, Хьюстон, - бодрым женским голоcом отозвалась станция. - Это "Cкайлэб".
Земля после секундного колебания поинтересовалась:
- Кто говорит?
- Привет, Боб, - отозвалась станция. - Это Xелен, жена Оуэна.
Боб несколько секунд переваривал ответ, а затем с трудом выдавил:
- Что ты там делаешь?
- Я тут решила pебятам поесть принести. Все свеженькое, - успокоил его голос с орбиты.
Центp управления молчал около минуты, а затем отключился. Видимо, у офицера связи сдали нервы."

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Чт янв 24, 2019 14:28

Многоразовая ракета-носитель New Shepard компании Джеффа Безоса Blue Origin успешно слетала за линию Кармана, подняв 6-местную капсулу для туристов на 107 км. Это был десятый полет проекта и четвертый для этого экземпляра РН.

Полное видео: https://www.youtube.com/watch?v=1E-3Bk2 ... e=youtu.be

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Вт янв 29, 2019 0:45

Упс :D

В новом интервью, который взял у Илона Маска научно-популярный журнал Popular Mechanics, главный исполнительный директор компании SpaceX объяснил, почему он решил производить новую ракету Starship / Super Heavy из нержавеющей стали, а не композитных материалов, как планировалось ранее. Это будет первая попытка сделать стальную ракету с момента начала реализации в США ракетной программы Atlas в 50-х годах XX века.

Интервью брал главный редактор Popular Mechanics Райан д'Агостино. Переводил ТС.
----------

— Вы заняты изменением конструкции Starship.

— Да. Я изменил конструкцию Starship и носителя Super Heavy на использование особого сплава нержавеющей стали. Я долго об этом думал. И это весьма противоречило здравому смыслу. Мне понадобилось немало сил убедить команду двигаться в этом направлении.

Но сейчас они в этом убедились. Мы раньше пробовали сложный состав углеродного волокна; прогресс был очень медленный, а стоимость – $135 за килограмм. И отходы достигают 35% – нарезаешь волокно, и не всё можно использовать. Волокно пропитано высокопрочной смолой и имеет от 60 до 120 слоёв, и это довольно сложно.

— Каково оно в сравнении с нержавеющей сталью?

— Вот что противоречит здравому смыслу: всем понятно, что нержавеющая сталь дешевая и быстро обрабатывается, но не всем понятно, что она – легче остальных материалов. Но она на самом деле легче. При криогенных температурах ее прочность увеличивается на 50%.

Большинство сплавов стали становятся очень хрупкими при криогенных температурах. Это можно увидеть в экспериментах с жидким азотом: стоит окунуть в него сталь – и ее можно разбить молотком, как стекло. И это так для большинства сплавов стали, но не для нержавеющей стали с большим процентом содержания хрома и никеля. Они увеличивают прочность, сохраняя при этом высокую пластичность. Остается 12-18% пластичности при температуре -201°C. Очень пластичная, очень прочная. Нет проблем с трещинами.

Если в материале появилась небольшая трещина, либо ее рост остановится сам по себе, либо она продолжит расти под воздействием множественных циклов вибраций и нагрузок. Вот что такое стойкость к трещинам.

— То есть, некоторые материалы могут сами остановить рост трещин.

— Да. Например, керамика – как в кофейной кружке – плохо останавливает рост трещин. Когда трещина появилась, она расползается, как в стекле. У металлов же различные показатели стойкости к трещинам, которые также зависят от температуры. Ударная вязкость, с технической точки зрения, – это площадь под диаграммой деформирования, показатель того, насколько при определенной нагрузке материал может деформироваться. Это важное преимущество.

Нержавеющая сталь использовалась на ранних этапах программы Atlas. Ранний Atlas был стальным баллоном. Но толщина корпуса была настолько малой, что он проваливался [внутрь] под собственным весом. Его нельзя было даже поставить вертикально – он складывался, как надувной зáмок. Он не выдерживал даже небольшой полезной нагрузки – были несколько случаев, когда ракеты Atlas разрушались на стартовом столе с катастрофическими последствиями.

Второе преимущество стали становится очевидным, когда ракета Starship возвращается в атмосферу. У стали высокая температура плавления. Намного выше, чем у алюминия. Углеродное волокно же не плавится вовсе, а вместо этого в нем разрушается смола. Поэтому алюминий и углеродное волокно при стабильной нагрузке, ограничены температурой примерно 150°C. Ее можно ненадолго превысить – примерно до 175°C. 205°C – уже превышение предела. Материал слабеет. Есть составы углеродного волокна, выдерживающие такую температуру, но с падением прочности.

А сталь выдерживает температуры в 815-870°C.

— У вас есть собственная команда металлургов?

— У нас есть отличная команда по материалам, но для начала мы просто возьмем уже существующую нержавеющую сталь серии 301 высокого качества. Тут есть еще один момент. При старте нужен материал, сохраняющий прочность при криогенных температурах. При возвращении нужен материал, выдерживающий высокие температуры. Масса и толщина теплозащитного щита зависит от температуры между ним и корпусом ракеты.

На корабле Dragon, например, толщина теплозащитного щита зависит от количества тепла, доходящего до корпуса ракеты. Дело не в износе теплозащитного щита, а в теплопроводности между ним и линией взаимодействия с корпусом. Поэтому Dragon не сбрасывает теплозащитный щит при парашютном спуске.

При использовании стали можно достичь температуры взаимодействия не в 150°C, а в 815°C. Это значит, что в кормовой части ракеты теплозащитный щит не нужен совсем.

Что же касается лобовой части, у нас будет первый в мире регенеративный тепловой щит. Нержавеющий корпус с двумя слоями – как большой стальной бутерброд, – соединенный стрингерами. Между слоями течет жидкость – вода или топливо, а снаружи есть микроперфорация, через которую она вытекает. Очень мелкая, издалека не увидеть. Но это испарение будет охлаждать лобовую часть корпуса. Вся ракета будет выглядеть полностью хромированной, как шейкер для коктейлей. Но одна из сторон будет сделана с двойными стенами, которые дополнительно усилят корпус, чтобы его не постигла судьба первых Atlas. Получается теплозащитный щит, который также является частью корпуса.

Насколько мне известно, такую схему никто раньше не предлагал.

— Это огромное изменение.

— Да.

— Откуда возьмете сталь?

— Это обычная нержавейка серии 301. Для сравнения: из серии 304 делают кастрюли. Ее много.

— Как это повлияет на ваш график?

— Это его ускорит.

— Потому что станет легче работать?

— Да. Со сталью очень легко работать. Да, и я забыл упомянуть: углеродное волокно стоит $135 за килограмм, с отходами в 35% реальная стоимость достигает $200 за килограмм. Стоимость стали – $3 за килограмм.

— Хорошая идея.

— Да.

Перевод: https://pikabu.ru/story/ilon_mask_obyas ... 4Oy-bsvb2s

Оригинал: https://www.popularmechanics.com/space/ ... O0GJeflIp8

ЛеонидК
Энтузиаст
Сообщения: 5226
Зарегистрирован: Пт апр 19, 2013 18:27
Откуда: Варшавская

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение ЛеонидК » Вт янв 29, 2019 2:07

Nurmo писал(а):Упс :D

В новом интервью, который взял у Илона Маска научно-популярный журнал Popular Mechanics, главный исполнительный директор компании SpaceX объяснил, почему он решил производить новую ракету Starship / Super Heavy из нержавеющей стали, а не композитных материалов, как планировалось ранее. Это будет первая попытка сделать стальную ракету с момента начала реализации в США ракетной программы Atlas в 50-х годах XX века.

Интервью брал главный редактор Popular Mechanics Райан д'Агостино. Переводил ТС.
----------

— Вы заняты изменением конструкции Starship.

— Да. Я изменил конструкцию Starship и носителя Super Heavy на использование особого сплава нержавеющей стали. Я долго об этом думал. И это весьма противоречило здравому смыслу. Мне понадобилось немало сил убедить команду двигаться в этом направлении.

Но сейчас они в этом убедились. Мы раньше пробовали сложный состав углеродного волокна; прогресс был очень медленный, а стоимость – $135 за килограмм. И отходы достигают 35% – нарезаешь волокно, и не всё можно использовать. Волокно пропитано высокопрочной смолой и имеет от 60 до 120 слоёв, и это довольно сложно.

— Каково оно в сравнении с нержавеющей сталью?

— Вот что противоречит здравому смыслу: всем понятно, что нержавеющая сталь дешевая и быстро обрабатывается, но не всем понятно, что она – легче остальных материалов. Но она на самом деле легче. При криогенных температурах ее прочность увеличивается на 50%.

Большинство сплавов стали становятся очень хрупкими при криогенных температурах. Это можно увидеть в экспериментах с жидким азотом: стоит окунуть в него сталь – и ее можно разбить молотком, как стекло. И это так для большинства сплавов стали, но не для нержавеющей стали с большим процентом содержания хрома и никеля. Они увеличивают прочность, сохраняя при этом высокую пластичность. Остается 12-18% пластичности при температуре -201°C. Очень пластичная, очень прочная. Нет проблем с трещинами.

Если в материале появилась небольшая трещина, либо ее рост остановится сам по себе, либо она продолжит расти под воздействием множественных циклов вибраций и нагрузок. Вот что такое стойкость к трещинам.

— То есть, некоторые материалы могут сами остановить рост трещин.

— Да. Например, керамика – как в кофейной кружке – плохо останавливает рост трещин. Когда трещина появилась, она расползается, как в стекле. У металлов же различные показатели стойкости к трещинам, которые также зависят от температуры. Ударная вязкость, с технической точки зрения, – это площадь под диаграммой деформирования, показатель того, насколько при определенной нагрузке материал может деформироваться. Это важное преимущество.

Нержавеющая сталь использовалась на ранних этапах программы Atlas. Ранний Atlas был стальным баллоном. Но толщина корпуса была настолько малой, что он проваливался [внутрь] под собственным весом. Его нельзя было даже поставить вертикально – он складывался, как надувной зáмок. Он не выдерживал даже небольшой полезной нагрузки – были несколько случаев, когда ракеты Atlas разрушались на стартовом столе с катастрофическими последствиями.

Второе преимущество стали становится очевидным, когда ракета Starship возвращается в атмосферу. У стали высокая температура плавления. Намного выше, чем у алюминия. Углеродное волокно же не плавится вовсе, а вместо этого в нем разрушается смола. Поэтому алюминий и углеродное волокно при стабильной нагрузке, ограничены температурой примерно 150°C. Ее можно ненадолго превысить – примерно до 175°C. 205°C – уже превышение предела. Материал слабеет. Есть составы углеродного волокна, выдерживающие такую температуру, но с падением прочности.

А сталь выдерживает температуры в 815-870°C.

— У вас есть собственная команда металлургов?

— У нас есть отличная команда по материалам, но для начала мы просто возьмем уже существующую нержавеющую сталь серии 301 высокого качества. Тут есть еще один момент. При старте нужен материал, сохраняющий прочность при криогенных температурах. При возвращении нужен материал, выдерживающий высокие температуры. Масса и толщина теплозащитного щита зависит от температуры между ним и корпусом ракеты.

На корабле Dragon, например, толщина теплозащитного щита зависит от количества тепла, доходящего до корпуса ракеты. Дело не в износе теплозащитного щита, а в теплопроводности между ним и линией взаимодействия с корпусом. Поэтому Dragon не сбрасывает теплозащитный щит при парашютном спуске.

При использовании стали можно достичь температуры взаимодействия не в 150°C, а в 815°C. Это значит, что в кормовой части ракеты теплозащитный щит не нужен совсем.

Что же касается лобовой части, у нас будет первый в мире регенеративный тепловой щит. Нержавеющий корпус с двумя слоями – как большой стальной бутерброд, – соединенный стрингерами. Между слоями течет жидкость – вода или топливо, а снаружи есть микроперфорация, через которую она вытекает. Очень мелкая, издалека не увидеть. Но это испарение будет охлаждать лобовую часть корпуса. Вся ракета будет выглядеть полностью хромированной, как шейкер для коктейлей. Но одна из сторон будет сделана с двойными стенами, которые дополнительно усилят корпус, чтобы его не постигла судьба первых Atlas. Получается теплозащитный щит, который также является частью корпуса.

Насколько мне известно, такую схему никто раньше не предлагал.

— Это огромное изменение.

— Да.

— Откуда возьмете сталь?

— Это обычная нержавейка серии 301. Для сравнения: из серии 304 делают кастрюли. Ее много.

— Как это повлияет на ваш график?

— Это его ускорит.

— Потому что станет легче работать?

— Да. Со сталью очень легко работать. Да, и я забыл упомянуть: углеродное волокно стоит $135 за килограмм, с отходами в 35% реальная стоимость достигает $200 за килограмм. Стоимость стали – $3 за килограмм.

— Хорошая идея.

— Да.

Перевод: https://pikabu.ru/story/ilon_mask_obyas ... 4Oy-bsvb2s

Оригинал: https://www.popularmechanics.com/space/ ... O0GJeflIp8
это типа шутка ?

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Вт янв 29, 2019 3:15

ЛеонидК писал(а):
Nurmo писал(а):Упс :D

это типа шутка ?


Ну если учесть, что Маск ретвитнул эту ссыль со своей страницы в ТВИ, то это не совсем шутка :)
Вложения
2901.jpg
2901.jpg (14.17 КБ) 5154 просмотра

ЛеонидК
Энтузиаст
Сообщения: 5226
Зарегистрирован: Пт апр 19, 2013 18:27
Откуда: Варшавская

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение ЛеонидК » Вт янв 29, 2019 9:35

Nurmo писал(а):
ЛеонидК писал(а):
Nurmo писал(а):Упс :D

это типа шутка ?


Ну если учесть, что Маск ретвитнул эту ссыль со своей страницы в ТВИ, то это не совсем шутка :)
либо он окончательно обкурился либо пересел на что то более тяжёлое

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Ср янв 30, 2019 13:05

Много букв, но в процессе перекура можно :)

Большая странная ракета

https://nplus1.ru/material/2019/01/29/big-falcon-rocket

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Пт фев 01, 2019 14:26

Первый подготовленный к полетам метаново-кислородный двигатель Raptor c тягой в 200 т доставлен для огневых испытаний на полигон SpaceX в МакГрегоре. Маск пишет о том, что следующие версии Raptor будут иметь тягу 250 т на уровне моря и 380 т в вакууме.
Вложения
0102.jpg
01021.jpg

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Пт фев 08, 2019 0:37

4 февраля прошли первые испытания Raptor

Продолжительность прожига ЖРД Raptor составила 2 секунды при давлении в камере сгорания 170 бар и при тяге ~116 тс - это самая большая тяга среди всех двигателей SpaceX. Raptor испытывался при 60% своей мощности.

https://www.youtube.com/watch?v=rZM15r2Q9NI

7 февраля проведено очередное огневое испытание и как комментирует Маск:

"Raptor только что достиг уровня мощности, необходимого для Starship и Super Heavy"

"Минимум необходимо 170 тс. Raptor достиг 172 тс при давлении в камере сгорания 257 бар с тёплым топливом. При использовании переохлаждённых компонент топлива ожидается, что показатели возрастут на 10-20%"

Аватара пользователя
Nurmo
Энтузиаст
Сообщения: 14737
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 7:38

Re: Всё про КОСМОС

Сообщение Nurmo » Пн фев 11, 2019 1:26

Клиновоздушный ракетный двигатель и почему он не используется

https://www.youtube.com/watch?v=2Sz1A0m ... X7ZlcRMVmM