Почему большие парусники больше не смогут заходить в Неву
Министерство транспорта России одобрило проект моста через Морской канал, который станет продолжением Западного скоростного диаметра в районе съезда с набережной реки Екатерингофка.
Высота моста (как уточняют проектировщики, «подмостовый габарит») - 52 метра. Это значит, что под мостом не смогут пройти некоторые крупные российские и зарубежные парусники. Online812 разбирался, что городу нужнее – мост или парусники в Неве?
Изначально речь шла о том, что мост помешает трем часто приходящим в Неву парусникам - баркам «Крузенштерн» и «Седов» и фрегату «Мир». Однако, как мы выяснили, «Мир» под мостом пройти все-таки может, если будет делать это аккуратно, - его высота 49,5 метра.
Общественность, узнав об истории с мостом, разделилась, как и положено в таких случаях, на два лагеря.
Пара парусников не стоит государственных миллиардов
Первый лагерь придерживается точки зрения и.о. заместителя министра транспорта Виктора Олерского, который на заседании Морского совета Петербурга предложил «чем-то жертвовать», то есть в данном случае парусниками. Второй лагерь - защитники парусников - настаивают на том, чтобы мост подняли еще хотя бы на 7 метров (тогда все парусники под ним должны пройти).
Как нам объяснили в ОАО «ЗСД», выбранная высота моста оптимальна по двум причинам.
Во-первых, с точки зрения безопасного продольного уклона автодороги: «более высокий габарит моста приведет к предельным значениям уклонов продольного профиля проезжей части ЗСД, что серьезно затруднит движение грузового транспорта в зимний период и негативно скажется на безопасности дорожного движения».
Во-вторых, высота оптимальна, по их мнению, и «с точки зрения возможности прохода по Морскому каналу большинства крупногабаритных судов с учетом статистических исследований и анализа проводки судов, произведенного администрацией Морского порта».
По мнению директора по развитию агентства «ПортНьюс» Надежды Малышевой, скорее всего, решение о высоте моста связано с ценой вопроса. «Не думаю, что вопрос только в метрах. Когда мост по дуге строится, малейшее изменение высоты приводит к изменению многих параметров: опоры должны быть другой прочности и так далее - то есть нужна серьезная корректировка проекта. Поднять мост на 5 - 7 метров технически очень сложно, это не дорогу продлить. И это намного дороже».
Поэтому, считает она, повышать мост из-за двух парусников нецелесообразно. «Для чего мы тогда «Морской фасад» строили, почему его нельзя использовать для стоянки парусников? Пусть эти два судна там будут, а остальные смогут свободно заходить в Неву. Более того, 25 мая этого года открылось движение по внутренним и водным путям России для иностранных парусников. То есть у нас по Неве будет проходить и так много небольших и даже достаточно больших парусников. А те, что не проходят под мост, - они просто громадные, самые крупные в мире!»
Кроме того, говорит Малышева, высокие парусники не столь часто появляются в Петербурге, чтобы создавать так много споров: «И барк «Седов», и барк «Крузенштерн» приходят в Петербург от случая к случаю. Международная парусная регата, когда в Неву заходят большие суда, бывает у нас раз в 10 лет!»
Без парусников город лишится статуса морской столицы
Архитектор Марк Ицков, напротив, считает, что вопрос сохранения парусников на Неве - принципиальный. «Вспомните, как сейчас уходил в плавание «Седов» - люди пришли к нему, смотрели. Это общественная жизнь города! А бывают фестивали, когда парусников много. Недавно приходил венесуэльский парусник «Симон Боливар» - толпы народа были! Значит, это нужно людям!»
Разговоров о том, что в Петербурге и так много парусников, вообще не должно быть, считает Ицков: «что за цензура: эти входят, а эти нет! В Петербурге вопрос, какие корабли должны заходить, вообще не должен обсуждаться - любые!»
Капитан фрегата «Штандарт» Владимир Мартусь настроен чуть менее экспрессивно: «Это, конечно, не очень здорово, что мост будет ниже, хотя, конечно, не смертельно. Понятно, что город лишится своего морского ореола, статуса морской столицы. Конечно, у нас есть новый морской терминал, но когда большие корабли заходят через центр города, это символично».
В 1996 и 2009 годах в Петербурге проходила регата, напоминает Мартусь, - «тогда весь флот с мира приходил в Петербург. А с этим мостом, конечно, вход для регаты в центр города будет закрыт. Да, можно поставить корабли в порту. Если будет хорошая реклама - горожане туда придут. Но это все же немного другое».
По мнению Мартуся, нынешнее решение о строительстве моста не совсем продумано: «мне кажется, нужно было внимательнее рассмотреть иные варианты».
Хотя, отмечает Мартусь, ему понятна позиция Минтранса: «на строительство нужны большие государственные деньги, а ради пары парусников еще больше миллиардов тратить не хочется».
Тем не менее, по мнению капитана «Штандарта», высота моста - это вопрос не только статуса или принципа, но и безопасности: «кроме парусников, у нас есть большие плавучие краны, которые еще выше. Если не дай бог что-то в городе произойдет, и надо будет поднимать тяжести где-нибудь в центре, то краны эти, тот же «Богатырь», не пройдут через этот мост».
Владимир Мартусь предлагает два решения. Первое - если считать, что проблема только в нескольких парусниках - поднять мост до высоты около 60 метров: «тогда все суда точно пройдут, в мире самый высокий парусник как раз 60 метров».
Если же думать еще и кранах, то, по мнению Мартуся, можно «сделать какой-нибудь разводной пролет». Хотя, конечно, это проектировщикам решать, однако мне кажется, что это реально: бывают технологии с поворотными и с разводными мостами».
Мост хорошо, а тоннель глубже
Марк Ицков предлагает вообще отказаться от моста: «Мост можно строить бесконечно высоким, все равно найдется судно, которое не влезет». Вместо моста Ицков предлагает построить под Морским каналом тоннель. «Там ведь уже построили в 80-х Канонерский тоннель - и ничего. Ведь этот канал шириной 100 метров с небольшим, пропустить под ним тоннель ничего не стоит».
Однако в ОАО «ЗСД» нас уверили, что вариант строительства тоннеля рассматривался на стадии предпроектной проработки и был признан нецелесообразным.
Во-первых, строить тоннель на данном участке будет дороже, чем мост. Во-вторых, из-за места расположения тоннеля и большой глубины канала пришлось бы вывести тоннель на поверхность на территории Морского порта, что привело бы к дорогостоящим мероприятиям по изъятию земель и обустройству дополнительной улично-дорожной сети на данной территории.
В любом случае, заверили нас в компании, высота 52 метра – это «окончательное решение, согласованное администрацией Морского порта».